
В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка — фантазия режиссера на тему произведений Гоголя, включая и «Ревизора». Но поворот сюжета необычный: в уездном городе, куда приезжает Чичиков, остались одни женщины. Тема знаковая.
Режиссер Владимир Комаров — участник независимого театрального объединения «Озеро», его основу составляют выпускники гитисовского курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича. В «Пространстве «Внутри» идет пять их постановок с известными актерами, о сотрудничестве с которыми многие кинорежиссеры лишь мечтают. А билеты на спектакли раскупаются на месяцы вперед — не потому ли, что эти необычные работы говорят о наших нынешних тревогах?
В спектакле Чичиков (Гоша Токаев) послан из нашего времени в ХIХ век, чтобы совершить очередную аферу — собрать мертвые души, которые потом можно вписать в качестве участников официальных мероприятий. Его молодой племянник Руслан соглашается изобразить слугу Селифана. Но в уездном городке гостей встречают лишь женщины.
Причина мужского мора не указана. Дамы вроде бы твердят о несчастных случаях, но, когда Коробочка говорит Чичикову, что сто лет мужчин не видела, вкрадывается крамольная мысль: а какая еще напасть, кроме войны, скосила бы столько мужчин? Чичикову приходится договариваться о продаже мертвых душ с Маниловой, Ноздревой, Коробочкой и Плюшкиной.
Манилова (Таисия Вилкова) тоненько всхлипывает, сетуя, что ей никто не оставил инструкций на случай приезда столичного чиновника. Ноздрева (Софья Райзман) вовсю закладывает за воротник, омужичилась, ее красная рубашка напоминает о Емельяне Пугачеве, а песня Розенбаума «Утиная охота» и танец с пистолетами в ее исполнении — отдельный шедевр.
Да и в других женщинах улавливаются не вполне дамские черты. Коробочка (Светлана Иванова, в другом составе эта роль у Марии Смольниковой) в процессе торга с Чичиковым лезет в драку, а Плюшкина (Виктория Исакова) в спектакле больше похожа на Городничиху. Остальные героини под ее руководством выглядят как самая настоящая ОПГ. И разнежившийся сперва в дамском обществе Павел Иванович, решивший было не возвращаться из уездного городка в наше время, спохватывается.
Тема мира без мужчин звучала в недавней мтюзовской премьере «Улитка на склоне», где на сцену выходили амазонки, освоившие технику однополого оплодотворения — партеногенеза — и считающие сильный пол лишним на своей планете. Теперь такой сюжет возник на другой сцене. Кажется, это тот случай, когда сказка не только ложь, но и повод задуматься.