Главная Культура Афиша 16:30 22 Марта 2025 1077
Драка в присутствии ангела

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра», «Памир». Виды ночных бульваров, где фонари поглядывают из-за деревьев, как глаза огромного демона. И наконец, «Драка в присутствии ангела»...

Прямо на входе взгляд падает на зеркальный «корнер», призывающий скачать QR-код и оставить отзыв о выставке. Подходишь ближе и понимаешь, что получится еще и шикарное селфи в «зазеркалье», где ты становишься центром черно-белого офорта с рожами мужиков-алкоголиков-чудищ. С гитарой, шкаликами водки, свиномордые и горбоносые, в пролетарских кепках и интеллигентских шляпах, эти ребята словно столпились в дверном проеме. «Мы к Юре!» — подсказывает «этикетка».

Стоп, к какому еще Юре? Это же Центр Андрея Вознесенского. Ах да, они к Юре Мамлееву — знаменитому «демону-традиционалисту из метафизического подвала», писателю, философу, основателю Южинского кружка.

Эти и другие сюжеты принадлежат кисти художников-шестидесятников и семидесятников разных «орденов» — уже упомянутого Южинского кружка, Лианозовской школы, «Ордена нищенствующих живописцев» (ОНЖ). Имена в искусствоведческих кругах громкие, но едва ли хорошо известные широкой публике — Александр Арефьев, Андрей Бабиченко, Николай Вечтомов, Владимир Ковенацкий, Дмитрий Краснопевцев, Алексей Паустовский, Дмитрий Плавинский, Наталья Прокуратова...

Вселяющие беспокойство сумерки, города, будто сошедшие с полотен Джорджо де Кирико, очередь, состоящая из бритых наголо, перекошенных, как в «Крике» Эдварда Мунка, человекоподобных существ, — все это меньше всего ассоциируется с той самой оттепелью — эпохой культурного подъема в жизни изнуренной послевоенной разрухой страны с ее панельными новостройками, книжным бумом, поэтами в модных клетчатых пиджаках, собирающими стадионы.

Как рассказал куратор выставки Иван Ярыгин, несмотря на яркое единообразие, к которому стремились визионеры новой культуры, оттепель была вдохновлена очень разными источниками.

— Она была исключительно «пористым» временем, где могли сосуществовать разные представления о действительности. Наряду с новой молодежью, шумно и дерзко утверждавшей свое место в жизни и искусстве, можно было встретить множество исчезающих пестрых типажей прошлого. Так, Андрей Вознесенский, один из главных оттепельных поэтов, в своем сближении с Борисом Пастернаком чувствовал, что перенял эстафету Серебряного века: «Темная оттепель» — это сложное явление, в котором можно обнаружить не только формалистские художественные опыты начала ХХ века, но и продолжение традиции более ранней эпохи романтизма.

А еще в работах свидетелей «солнечного затмения» хватает самоиронии. Дело частенько происходит в рюмочной, небольшой зал отдан под черно-белые фото, где фигуранты разгуливают по лесам в масках, имитирующих череп. В отделанной обоями в «мещанский» розовой цветочек комнате можно поднять трубку черного ретротелефона, и рэпер Хаски прочтет стихи поэтов Лианозовского круга, страшные и уморительные.

Специально для выставки композитор Роман Головко создал звуковую композицию из пяти частей, каждая соответствует одному из пяти залов. Тут снова уместны объяснения — на сей раз куратора выставочных проектов Центра Вознесенского Дмитрия Хворостова:

— Представьте, что двигаетесь по улице, где еще несколько часов назад все расцветало красными флагами города, а сейчас глубокий вечер, из освещения — только мерцающий фонарь, дома смотрят черными окнами. Вдруг вдалеке задвигались тени, горят сигаретные огоньки, доносится смех. Может быть, подгулявшие соседи вышли покурить на улицу или работяги после сабантуя никак не разойдутся? Делаете шаг навстречу — и вдруг обнаруживаете себя на линогравюрах Владимира Ковенацкого, изобразившего этот не поддающийся обычному глазу пейзаж. Заглянули в щель между мирами — и пора возвращаться, пора на свет.

Хорошо, когда есть куда вернуться.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 1060
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....