Главная Культура Афиша 00:05 14 Марта 2025 5584
«Искусство одеваться - это искусство быть собой»

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских музеях. А певицы Эдиты Пьехи, подарившей нам замечательные — трогательные, мудрые, озорные — песни. А к ним еще и чувство стиля — в манере одеваться, причесываться, держаться, говорить.

Более 60 лет служила она эстраде. Объехала нашу страну в прямом смысле слова от Мос-квы (а точнее, от Невы) до самых до окраин, неизменно собирая переполненные зрительные залы. Ее появления в «Голубых огоньках» ждали, без преувеличения, миллионы телезрителей. И всегда все отмечали, как она одета, — Пьеха была из тех немногих звезд на нашей эстраде, что «делали» моду.

Фото пресс-службы Государственного Эрмитажа

Одних только концертных платьев, созданных лучшими отечественными модельерами, набралась у нее за минувшие десятилетия не одна сотня — и это тоже очень интересное наследие. Часть из тех нарядов Эдита Станиславовна передала недавно в дар Государственному Эрмитажу. Они составили основу по-своему уникальной экспозиции, приуроченной организаторами к Международному женскому празднику 8 Марта. Артисткой Пьеха, как известно, быть не собиралась. Петь любила, но выучиться мечтала на школьного учителя. С тем и приехала в 1955 году в СССР, поступив в Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский) университет. Судьбоносной для нее стала встреча с музыкантом Александром Броневицким, в то время студентом консерватории, руководителем университетского хора польского землячества и создаваемого им тогда вокально-инструментального ансамбля — будущей знаменитой «Дружбы».

Первое же выступление ансамбля с начинающей солисткой на новогоднем празднике в консерватории, где она спела «Червонный автобус», вызвало у публики фурор. Как и сама солистка: на сцене 18-летняя Дита предстала перед публикой в свитере, связанном и присланном ей мамой, чтобы дочка не замерзла в холодной России, и... в грубых лыжных ботинках! При этом, как отмечали очевидцы, девушка выглядела на сцене образцом какой-то нездешней элегантности. Дали о себе знать природная тяга к прекрасному, утонченный вкус или разительное отличие от общепринятого тогда на эстраде облика артистки? Скорее сработало и то, и другое, и третье.

Фото пресс-службы Государственного Эрмитажа

Но как бы там ни было, а именно Пьеха открыла в 1960-х тогда еще малоизвестного модельера Вячеслава Зайцева. Вместе с ним придумывала костюмы, ярких раскрасок платья для выступлений, а также повседневные наряды. «Он одевал не меня, а мои песни, — скажет она много позже. — Талантливый человек! Из ничего мог сделать конфетку. Говорил мне: мода потом, сначала — стиль. Мы вместе его и создавали». Их творческий союз продолжался три десятка лет — редкий случай в отечественной артистической среде.

Начали они со стиля «девочка-унисекс»: трапециевидные короткие маленькие платья, которые очень шли ей, длинноногой, стройной, пластичной. После предыдущих лет, в которых превалировали платья «в талию», юбочки непременно пышные, это был настоящий модный прорыв. Хотя и на нынешней эрмитажной выставке мини-платья «от Зайцева» вызвали немалый интерес не только у тех, кто помнит 1960-е, но и у молодых посетительниц. Учитывая, что новое — это, как правило, хорошо забытое старое (в модельном искусстве, считай, непреложная истина), можно ожидать возвращения интереса модниц к стилю «Пьеха-1960/70».

Она исполняла по большей части произведения наших, отечественных авторов, но у советских чиновников от культуры почему-то слыла почти иностранкой. Их раздражал ее польско-немецко-французский акцент (Пьеха свободно говорит на этих языках), с которым она тщетно боролась не один год. И хорошо, что ей не удалось от него полностью избавиться, — этот легкий акцент придает певице особый шарм. Не нравилось борцам с чуждой идеологией и то, что Эдита включала в свой репертуар «забугорные» песни. А главным образом резало начальственный глаз то, как она, собственно, выглядит на сцене и вне ее — «слишком модно, не по-нашему». Выговаривали и лично, и в газетных публикациях: надо быть побли-же к советским женщинам, не стоит так резко выделяться из масс. А «женским массам» тогда в основном доставались скроенные строго по ГОСТу и сшитые из неброских, скучных материй одеяния. Притом что среди этой самой пуб-лики, на которую ссылалось начальство от культуры, Эдита Пьеха слыла примером для подражания, или, если говорить по-сегодняшне-му, «иконой стиля». А заодно своими сценическими костюмами певица открыва—ла зарубежной публике наших модельеров...

Смотришь сейчас на ее наряды, созданные исключительно отечественными мастерами — кроме Вячеслава Зайцева это еще и Нонна Меликова, Татьяна Парфенова, Ирина Танцурина, Александр Шешунов и Владимир Середин, — и диву даешься: как могли не нравиться кому-то их талантливые творения, во многом определившие развитие советского и российского модельного искусства на годы вперед.

P.S. Работать выставка в эрмитажном Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» будет до 20 апреля.

«Три нидерландские Мадонны. К завершению реставрации» - так называется выставка, открытая в Аполлоновом зале Зимнего дворца

Ирина Смирнова
Труд
Художник-реставратор Валерий Бровкин, вернувший утраченную временем красоту картины «Мадонна во славе», написанную Яном Провостом в 1524 году. Фото автора

Все три выставленные картины — из коллекции нидерландской живописи Эрмитажа. Только «Мадонна во славе» (другое название — «Мария во славе») Яна Провоста уже экспонировалась, а его же...

Пьесы А.Н. Островского прекрасно проходят проверку временем

Анна Чепурнова
Труд
Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

В Вахтанговском театре — череда спектаклей о любви от классиков. Недавно была премьера чеховского «Ионыча», а теперь режиссер Сергей Тонышев поставил пьесу «Светит, да не греет»....

Афиша 16:30 / 19 Апреля 2025 4818
Оживление сказки

Мастерица из Нижнего Новгорода Екатерина Боброва создает работы, которые словно сотканы из нитей памяти, эмоций и цвета

Ирина Свиридова
Труд
Екатерина Боброва. Фото Ольги Щербаковой

На Шелепихе, в двух шагах от «Москва-Сити», открылась персональная выставка мастерицы из Нижнего Новгорода Екатерины Бобровой, которая создает необычные работы в лубочном стиле. Казалось бы, в этом...

На экраны вышел фильм режиссера Сергея Коротаева по повести писателя-фронтовика Бориса Васильева

Марина Суранова
Труд
Кадр из к/ф «В списках не значился». Фото: kinopoisk.ru

В преддверии Дня Победы на экраны вышел фильм режиссера Сергея Коротаева «В списках не значился», которым совсем недавно открывался Московский кинофестиваль. Главную роль в картине сыграл артист Театра Олега...

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина рассказали, как спасали коллекцию в 1941-м

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Даниил Анненков, Центр Зотов

В преддверии 80-летия Победы многие музеи России открыли выставки, посвященные «великим тем годам». Третьяковка, Музей Востока, Музей архитектуры, как и десятки других по всей стране, повествуют о войне по-своему...

Борис Кустодиев в Замоскворечье

Елена Широян, искусствовед
Труд
Б.М.Кустодиев. Автопортрет. Фото: Сайт Третьяковской галереи

Самое престижное и уютное свое пространство — Инженерный корпус до октября Третьяковская галерея отдала выставке Бориса Кустодиева (1878-1927). Вот уж проделки «гения места»! Именно в Лаврушинский переулок,...

Более 400 экспонатов с «лучшими друзьями человека» собраны под крышей Русского музея

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Френц Р.Ф. Две гончие. Начало 1870-х. ГРМ. Фото: Русский музей

«Чем больше узнаю людей, тем больше нежности к собакам», — признавался поэт и философ Гейне. Категорично, но небезосновательно! В чем убеждаешься на новой выставке Русского музея «Жизнь замечательных...

Афиша 00:20 / 06 Июня 2025 418
Из жизни самозванцев

Что не так с фильмом о хронике русской смуты

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны продолжают выходить фильмы из программы «Русские премьеры» недавно прошедшего Московского международного кинофестиваля. По идее, это должны быть лучшие фильмы киногода. Но ни военная драма «Почтарь»,...

В столице проходит XI книжный фестиваль «Красная площадь»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

У стен Кремля открылся XI книжный фестиваль «Красная площадь». Свои новинки и бестселлеры представляют более 400 издательств со всей страны. В программе более 600 событий: от спектаклей и литературно-музыкальных...

Афиша 00:02 / 06 Июня 2025 287
Заодно с гением

Театр «На Литейном» представил постановку «Пушкин. Дорожные истории»

Ирина Смирнова
Труд
Фото пресс-службы театра «На Литейном»

Есть ли что-то на свете, что может противостоять дурным новостям, их надвигающемуся первобытному хаосу? Это имя Пушкина, которое, по словам Александра Блока, хранит наша память с малолетства. «Этот звук наполняет...