Главная Культура 00:01 21 Июня 2024 4062
Лиза Лосева: В архивы донской полиции на базаре закручивали селедку

«Автор года» по версии телеканала «Русский детектив» – о ростовском мифе, молодом Антоне Павловиче и «той единственной Гражданской»

Дарья Ефремова
«Русский детектив» наградил Лизу Лосеву фирменным «магическим кристаллом» - золотой лупой. Фото предоставлены издательской группой «Эксмо-АСТ»

Победительница премии «Русский детектив», организуемой одноименным телеканалом, Лиза Лосева хорошо знакома поклонникам детективного жанра благодаря своим ретродетективам о временах Гражданской войны. Звание «Автор года» писательница получила за роман «Мертвый невод Егора Лисицы». О Ростове-на-Дону революционной поры, фанатах судебной медицины и мастерской по готовке «синеньких» (какой же ростовский миф без баклажанов!) Лиза рассказала «Труду».

— Лиза, вы взяли детективный Гран-при, несмотря на очень сильный состав конкурса: с вами соперничали Дарья Донцова, Шамиль Идиатуллин, Майк Омер, Николай Свечин: Насколько важна для вас эта победа, или у детективщиков и без того всегда есть свой круг читателей?

— Премии, безусловно, служат мощным стимулом и знаком того, что вы отмечены профессионалами и читателями. Победивший в конкурсе роман «Мертвый невод» я писала больше года. Ездила в этнографические экспедиции в станицы на Дону, где происходит действие. Поднимала архивные материалы, связанные с кладом в кургане. Изучила потрясающе самобытные поверья этой части страны — они очень отличаются от фольклора и суеверий, например, средней полосы России. Само собой, я очень надеялась, что эту работу оценят. И на финальной церемонии расплакалась на сцене: признание коллег очень важно для любого пишущего. Второй раз едва удержалась от эмоций, когда прочла отзыв писателя Сергея Литвинова на мою книгу: он выделил «Мертвый невод» среди всех романов на конкурсе.

Как представить себе труд писателя без читательского признания?

— А вы сами коллег читаете?

— Конечно. Например, моего уважаемого друга Свечина. Детектив — очень пластичный, емкий жанр, способный соединять в себе самые разные черты. Я и для чтения выбираю книги, которые не только развлекают, но дают информацию, и сама стараюсь писать такие же. Например, стремлюсь в романах точнее передавать исторические события и личностей, перерабатывать в художественный текст архивные материалы. А главное, я воссоздаю работу криминалистов начала XX века. Интересное, бурное было время!

— Помню, пару лет назад в тренде был скандинавский нуар, который читали не из-за фабулы, а ради атмо-сферы и психологических причуд героев, потому что зачастую сразу было ясно, что «убийца — дворецкий». А сейчас какой период переживает детективный жанр? Он на подъеме или уступает нонфику, фэнтези, «прозе тридцатилетних»?

— Детектив всегда на подъеме. Помните, как в знаменитом фильме: один убегает, другой догоняет. Такое никогда не устареет. Пусть даже это гонка не мышц, а интеллектов. Жанр сейчас переживает интересную трансформацию, вбирая в себя самые разные элементы. Например, «Человек с большим будущим» Абира Мукерджи — это одновременно и криминальная история, и социальный роман о британцах в Калькутте 20-х годов прошлого века. Или «Там, где раки поют» Делии Оуэнс — детектив, написанный женщиной-биологом.

Я и свои романы определяю в первую очередь как исторические и приключенческие — с детективной составляющей. Но особенно интересно показать в них происходящий слом — быта, языка, огромного количества мелочей, о которых мы не задумываемся. Условно говоря, рассказать, как «матлот из рыбы» стал «котлетами из судака» в советском ресторане. Быт моих героев — неотъемлемая часть всех моих историй.

— Сквозной герой ваших ретродетективов Егор Лисица — молодой человек, увлеченный судебной медициной. Как возник этот образ, присущи ли ему ваши собственные черты, а может быть, тут сказалось влияние других популярных персонажей — Эраста Фандорина, Каменской?

— При всем моем уважении и любви к упомянутым героям Егор Лисица стоит от них особняком. Ну разве что с Фандориным его немного роднят границы эпохи, и то не слишком — мой герой работает в 1920-1930-е годы.

Общими чертами с Каменской можно назвать их увлеченность интеллектуальными методами расследования и «масть» — мой герой тоже блондин. На этом все сходство заканчивается.

Я сознательно хотела написать детектив о человеке, увлеченном как нау-кой, так и криминалистикой. А вот реальный прототип у Егора Лисицы есть. Это Александр Игнатьевич Шибков, гениальный врач, создавший в годы разрухи после Первой мировой и Гражданской войн крупнейшую на юге страны криминалистическую лабораторию. И мой герой, ему под стать, книголюб и одновременно практик. У него нет «метода» — истории, когда гениальный сыщик шевелит серыми клеточками, раз, два, три — и готово решение, вот он, свеженький преступник. Егор ведет расследования, опираясь на методы науки, судебной психологии, пробы крови и так далее. О важности такого подхода можно судить по фразе, встречающейся в самых разных книгах по истории криминалистики: «До появления криминалистов главным методом получения доказательств была пытка».

Думаю, что по психотипу мой герой ближе к Холмсу. И одновременно доктору Ватсону. Но в то же время это молодой, вспыльчивый человек, несчастный в личной жизни, фанат судебной медицины: Такой молодой Антон Павлович немного.

Количество историй медика-сыщика Егора Лисицы уверенно растет

— Вы пишете о Ростове-на-Дону в годы Гражданской войны. Почему выбрали это время и место? Из-за особого «ростовского мифа», который, безусловно, свойствен этому городу, как есть свои мифы у Москвы, Питера или, допустим, у Сибири?

— В третьем и четвертом романе события происходят в других местах — например, в Москве. Но вы правы, полноправный герой нескольких книг серии — Ростов. Он заслуживает отдельного внимания. Например, прозвище «русского Чикаго» получено им за деловую хватку жителей. Еще это место интересно тем, что объединило в себе русский город, собственно Ростов, и армянский Нор-Нахичевань. В результате мы получили колоритнейший замес традиций, нравов, ценностей.

— Почему о Гражданской войне у нас пишут куда меньше, чем, скажем, о Великой Отечественной или, допустим, о «лихих девяностых»?

— Писать о Гражданской очень сложно прежде всего из-за проблемы — как там вычислить «наших» и «не наших». Мой герой ведь тоже делает сложный выбор — он остается в новой России и решает быть ей полезным. Добавьте и то, что после 1917 года полицейские архивы были уничтожены, в бумаги донской полиции на базаре закручивали селедку. Очень непросто восстанавливать тогдашние методы работы милиции, судебных врачей, криминалистов. Пришлось изрядно поработать в самых разных архивах, изучать переписку, собирать личные истории. Дома у меня накопилась библиотечка книг о том времени, включая даже учебник криминалиста издания 1928 года.

— Расскажите, как пришли в литературу и начали писать детективы.

— Я журналист, много лет проработала на телевидении. Имею опыт написания сценариев. Но, как всегда, главные корни — в детстве. Моя мама, актриса, усаживала меня с книжкой, чтобы ребенок не путался под ногами на сцене. И я читала все подряд, но сильнее всего увлекали детективы. Постепенно созрела мысль написать что-то самой. Издаться оказалось непросто. Порой препятствия подстерегали там, где их вовсе не ждешь, — например, отказы коллег дать отзыв о книге. В таких случаях думаешь: ведь вы тоже были начинающими? Но повезло, поддержку коллег я все же нашла. Конечно, по-человечески нелегко пережить критику, особенно поверхностную. Но такой, к счастью, в адрес моих романов очень мало.

И потом, если хочешь рассказать историю своего героя, то расскажешь, куда деваться? Иначе он тебе не простит. Я историю своего героя знаю и держу в голове и текстах от начала и до конца. Более того, знала ее с самой первой книги, о нестандартном для детектива финале которой много говорили. Могу сказать, что он неслучаен. Как говорится, подробности — в следующей серии.

— Когда и как предпочитаете работать?

— Работаю всюду, где есть возможность. «Красный парфюмер», новый роман серии, был почти целиком написан в командировках, буквально в поездах. Часто шучу, что мне не хватает собственной Софьи Андреевны, чтобы налаживать быт. Хотя и во многом другом я, конечно же, понимаю свою разницу с Толстым. Изрядно времени забирает работа журналиста и редактора, которую пока не хочу бросать. Так что пишу вечерами, по выходным.

Сама себе и Толстой, и Софья Андреевна

— Как отдыхаете, есть ли у вас хобби?

— На отдых времени маловато, разве что мою кошку можно назвать хобби. Но она с характером, может обидеться на такое определение. Люблю готовить — отлично жарю «синенькие», то есть баклажаны. Много читаю — просто для удовольствия. Но с еще большим удовольствием пишу или ищу фактуру для своих книг.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5367
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4426
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...