Главная Культура 14:26 19 Октября 2020 4395
Ступили на «Территорию», не выходя из комнаты

«Русская музыка 2.0» открыла XV фестиваль современного искусства

Сергей Бирюков
Проект «Русская музыка 2.0» подхватил призыв-предупреждение Иосифа Бродского. Фото Александры Муравьевой, предоставлено фестивалем «Территория»

XV международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», открывшийся 16 октября, событиен не только своим «красивым» номером, хотя и он уже говорит о месте, прочно занятом этим смотром в актуальной художественной жизни. Это – последний букет артистических и продюсерских идей, предложенный публике командой основателей праздника, в числе которых худрук Театра наций Евгений Миронов, театральный критик Роман Должанский, актриса Чулпан Хаматова и другие известные деятели.

Накануне ветераны, желая сохранить молодой дух своего детища, передали его полностью обновленному руководству, куда вошли театральные режиссёры Дмитрий Волкострелов и Тимофей Кулябин, актриса Юлия Пересильд, хореограф Анна Абалихина, музыкальный и театральный критик Дмитрий Ренанский… Ну а старая команда на столь знаменательном рубеже просто не могла не блеснуть прощальным фейерверком. И первый же его залп, данный в Центре имени Мейерхольда в день открытия праздника, трудно сравнить с чем-либо из предыдущей истории смотра: по крайней мере я не могу припомнить столь же впечатляющей инициативы, вызвавшей к жизни целую обойму произведений современного композиторского творчества, сложившихся в единый музыкально-театральный проект. Его название – «Русская музыка 2.0».

Идея родилась у мецената Дмитрия Аксенова (о чьей поддержке молодого искусства «Труд» уже писал. «В нашей стране, – справедливо заметил он, – работает несколько десятков выдающихся авторов, принадлежащих разным поколениям, стилистическим течениям и эстетическим платформам. При этом в России отсутствует систематическая практика заказа новых сочинений, которая является двигателем композиторского процесса во всем мире. Мы хотели бы создать предпосылки к появлению в России экосистемы для новой академической музыки…».

Справедливость требует заметить, что какие-то элементы искомой «экосистемы» в нашей стране все же есть – достаточно вспомнить хотя бы проект «КоОПЕРАция», учрежденный режиссером и продюсером Екатериной Василевой и уже третий год вызывающий к жизни самобытные работы молодых композиторов и постановщиков. Время от времени проводятся композиторские конкурсы – например, на Зимнем фестивале Юрия Башмета в Сочи, а буквально сегодня вечером подводит итоги соревнование AVANTI, учрежденное Союзом композиторов России.

И все же этого мало – особенно если сравнить с той поддержкой, какая оказывалась композиторскому творчеству в советскую пору. Да, то делалось не без идеологической опеки, впрочем, со временем становившейся все более условной, так что этой системой не считали зазорным пользоваться авторы, впоследствии ставшие международно известными – россиянин Леонид Десятников, латыш Петерис Васкс, литовец Альгирдас Мартинайтис, украинец Александр Щетинский, грузин Сосо Барданашвили…

Надеюсь, сегодняшний шаг Дмитрия Аксенова и его единомышленников поможет хоть в какой-то степени вернуть авторитет серьезного композиторского творчества. Единомышленники – это композиторы Сергей Невский (Россия/Германия), Хая Черновин (США/Израиль), Яннис Кириакидес (Нидерланды), музыкальные критики Юлия Бедерова и Дмитрий Ренанский, директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова и худрук оркестра Questa musica дирижер Филипп Чижевский. На первом этапе проекта эти эксперты составили свои списки наиболее ярких из известных им современных российских композиторов, потом листы соединили и выбрали восемь лауреатов, оказавшихся наиболее популярными. Дальнейшее уже стало делом творческого воображения этой восьмерки, ограниченного, помимо временных рамок (примерно 15 минут на каждое сочинение, два часа на всю программу), лишь составом исполнителей – по дюжине музыкантов каждого из двух названных оркестров.

Надо упомянуть и еще одного человека, без которого проект не обрел бы своего окончательного вида и логики – режиссера Дмитрия Волкострелова. Опытный в современном театре, особенно музыкальном (назову хотя бы замечательный спектакль «Диджей Павел» – номинант «Золотой маски-2019»), он выстроил из этих восьми партитур единое сценическое целое. Я бы взял на себя смелость дать ему подзаголовок «Фантазии на тему сна разума».

Без двух Дмитриев – Аксенова (справа) и Волкострелова – не было бы проекта «Русская музыка 2.0». Фото Александры Муравьевой, предоставлено фестивалем «Территория»

Для меня в «Музыке 2.0» выделились два главных пласта. Один из них занял в программе срединное положение – это партитуры по большей части тихого звучания, «музыка состояния». Например, Revisité (в вольном переводе «Вновь я посетил») Дмитрия Бурцева – нечто вроде музыкальной «машины времени», прыгающей в сентиментальные орнаменты XVIII века, а из них свободно перепархивающей в изысканные «птичьи» трели нашего современника Мессиана. Или пьеса Даниила Пильчена «До одиннадцати песен», чей основной акустический поток исходит из трех музыкальных шкатулок, через которые исполнители, прихотливо меняя темп, протягивают три длинные перфоленты. Или Morendo («Замирая») Марка Булошникова с его гармоничными «каплями» рояльных созвучий и призрачным «шепчущим» хоралом струнных, в которые вдруг разрывом бомбы вторгается фортиссимо большого барабана и тромбона – но прорвать завесу летаргии оно может лишь на несколько секунд…

Дирижер Филипп Чижевский (справа) готовит музыкальную шкатулку с перфолентой к работе на сцене. Фото автора

О том же всепоглощающем сне заставила подумать пьеса Олега Гудачева Before You Slip Into Unconscienceness («Перед тем как соскользнуть в бессознательное»), где автор экспериментирует с интонациями песни The Doors «The Crystal Ship», причем, подозреваю, на выбор двух электрогитар в качестве ядра исполнительского состава повлияла память о легендарных основателях The Door Джиме Моррисоне и Рэе Манзареке, хотя здесь инструменты используются весьма нетрадиционно – на них играют… смычком.

Дирижирует Филипп Чижевский. Фото Александры Муравьевой, предоставлено фестивалем «Территория»

Эта песенная ассоциация дает мне трамплин для прыжка-возвращения из самой середины общей композиции, где запрятано «Бессознательное», в ее начало – к контрастному по отношению к «музыке состояния» пласту громких звучаний и быстрых темпов, открываемому пьесой Александра Хубеева «Не выходи из комнаты». Как легко догадаться по названию, это музыкальный «перевод» знаменитого стихотворения Иосифа Бродского, ставшего полвека назад манифестом «внутренней эмиграции» и сейчас, в пору нарастающей социальной тревоги звучащего удивительно современно. Впрочем, как раз в партитуре эти стихи не звучат, а воспроизводятся перформером на языке сурдоперевода, который «для надежности» дублируется словами на экране, и этот двойной перевод превращает исходный текст в набор восклицаний: «Комната… Не выходи… Ошибка… Дверь… Бессмысленно…». Ощущение разрыва с миром от этого «онемения» лишь заостряется. А растущая интенсивность жестикуляции, усиленная трансляцией на видеоэкран, вкупе с атакой перкуссии создают ощущение скачки к катастрофе.

При чем здесь песенная ассоциация, спросите вы? Не знаю, осознавал ли это композитор, но и у его пьесы есть отчетливая связь с популярной песней, на этот раз современной отечественной – вещью группы «25/17» с тем же «бродским» названием, основанной на фрагментах того те самого стихотворения. Идея самоизоляции как средства спасения во враждебном мире, как видим, приходила в голову самым разным сочинителям задолго до пандемии…

Может быть даже, номер Хубеева стоило поставить не в начало, а в конец вечера как его яркий итог? Впрочем, на финал Волкострелов припас тоже эффектную композицию – «Не свисти, Маша» Алексея Сысоева, с хубеевской явно перекликающуюся своей литературностью (по «Трем сестрам» Чехова), «немотой» (текст звучит, но превращается в разрозненные крики-слоги), гипнотическим сочетанием музыкального ритма и пантомимы (три перформерши в очках VR – поразительно точно уловленный чеховский посыл: слепота с открытыми глазами, жизнь в иллюзиях). Музыка несется вскачь, в то же время не унося никуда – в конце старшая сестра-медиум, из-под виртуальный очков выкрикивающая младшим-машинисткам свой распавшийся на атомы текст, роняет голову в сон (все тот же сон!), из которого она с трудом восстала в начале. Логичный финал музыкального действа, окончательно «соскользнувшего в бессознательность».

Чеховским призывом «не свистеть» Алексей Сысоев подвел итог коллективному композиторскому исследованию на тему сна разума. Фото автора

Из этой общей логики для меня выбились лишь две вещи – Aria tutti Бориса Филановского, сама по себе мастерская, только стилистика ее почему-то слишком явно увела в послевоенный сериализм 60-летней давности, выпав из актуального звукового окружения. И композиция Angel Дарьи Звездиной показалась чересчур минималистичной, сведясь к одной ноте флейты, тишайшему скрипу виолончели и нескольким повторяющимся нотам рояля. Все-таки музыка должна обладать не только идейной насыщенностью, но и определенным уровнем «звуковой питательности». Всякая диета полезна, если не доведена до абсурда: это примерно как из одной-единственной худой морковинки пытаться приготовить сытный обед – вряд ли получится даже у большого мастера.

Впрочем, эти частности мало повлияли на общий смысл проекта. Предвижу другое, более глобальное замечание читателя: а зачем вообще нужно такое композиторское творчество? То ли дело классики: «Хочу правды», как говаривал Даргомыжский. Вот это задача! А нынче что – соскальзывание в бессознательное и членение до бессмысленности великих текстов?

Да, в сегодняшнем обществе веры и любви, составлявших стержень культуры прошлого, неизмеримо убыло. Наверное, поэтому нынешние авторы и не берутся за тематику, в которой едва дли смогли бы конкурировать с предшественниками. Зато берутся за другую, а то и вообще становятся больше экспериментаторами, чем художникам (вы заметили, что в современных искусствоведческих текстах слово «исследование» встречается гораздо чаще слов «творчество», «выражение»?). Но может, именно в этом и состоит тот «минус-прием», каким нам напоминает, шепчет, кричит о провалах эпохи современное искусство, в том числе музыка?

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 13038
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

В Библиотеке имени Д. В. Давыдова выставка «Три грации» современных художников

Ирина Свиридова

В выставочном зале Библиотеки имени Д. В. Давыдова под эгидой Творческого союза профессиональных художников проходит выставка «Три грации» современных художников – Анны Флит, Ирины Даниловой и Ольги Щербаковой. В экспозиции...

«Донбасс всегда был русским, давайте взглянем правде в глаза», — заявил 81-летний Аль Бано 

Аль Бано. Фото: © Roma, globallookpress.com

Всемирно известный итальянский эстрадный артист Аль Бано, исполнитель хитов Ci sara и Felicitа, назвал Донбасс российским и признался, что хотел бы там выступить. Об этом 81-летний певец заявил в интервью газете Il Fatto quotidiano. «Донбасс...

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 10443
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...

Законопроект о специальных «иноагентских» счетах принят депутатами в первом чтении 

Вячеслав Володин. Фото: © State Duma Russia, globallookpress.com

Законопроект о доходах иностранных агентов, принятый сегодня Госдумой в первом чтении, больше не позволит «предателям» обогащаться за счет России и ее граждан. Об этом в среду, 20 ноября заявил председатель Госдумы Вячеслав...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 8210
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

На наши экраны вышел фильм о великом французском шансонье

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм не идеализирует Азнавура. Но главный его мотив - нескрываемая любовь к великому певцу. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Он написал порядка 1300 песен, продал более 180 миллионов дисков, дал 1100 концертов в 94 странах мира. Его мелодии исполняли Боб Дилан, Рэй Чарльз, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, сам он выступал в дуэте с Лучано...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 6664
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?