Главная Культура 14:26 19 Октября 2020 4260
Ступили на «Территорию», не выходя из комнаты

«Русская музыка 2.0» открыла XV фестиваль современного искусства

Сергей Бирюков
Проект «Русская музыка 2.0» подхватил призыв-предупреждение Иосифа Бродского. Фото Александры Муравьевой, предоставлено фестивалем «Территория»

XV международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», открывшийся 16 октября, событиен не только своим «красивым» номером, хотя и он уже говорит о месте, прочно занятом этим смотром в актуальной художественной жизни. Это – последний букет артистических и продюсерских идей, предложенный публике командой основателей праздника, в числе которых худрук Театра наций Евгений Миронов, театральный критик Роман Должанский, актриса Чулпан Хаматова и другие известные деятели.

Накануне ветераны, желая сохранить молодой дух своего детища, передали его полностью обновленному руководству, куда вошли театральные режиссёры Дмитрий Волкострелов и Тимофей Кулябин, актриса Юлия Пересильд, хореограф Анна Абалихина, музыкальный и театральный критик Дмитрий Ренанский… Ну а старая команда на столь знаменательном рубеже просто не могла не блеснуть прощальным фейерверком. И первый же его залп, данный в Центре имени Мейерхольда в день открытия праздника, трудно сравнить с чем-либо из предыдущей истории смотра: по крайней мере я не могу припомнить столь же впечатляющей инициативы, вызвавшей к жизни целую обойму произведений современного композиторского творчества, сложившихся в единый музыкально-театральный проект. Его название – «Русская музыка 2.0».

Идея родилась у мецената Дмитрия Аксенова (о чьей поддержке молодого искусства «Труд» уже писал. «В нашей стране, – справедливо заметил он, – работает несколько десятков выдающихся авторов, принадлежащих разным поколениям, стилистическим течениям и эстетическим платформам. При этом в России отсутствует систематическая практика заказа новых сочинений, которая является двигателем композиторского процесса во всем мире. Мы хотели бы создать предпосылки к появлению в России экосистемы для новой академической музыки…».

Справедливость требует заметить, что какие-то элементы искомой «экосистемы» в нашей стране все же есть – достаточно вспомнить хотя бы проект «КоОПЕРАция», учрежденный режиссером и продюсером Екатериной Василевой и уже третий год вызывающий к жизни самобытные работы молодых композиторов и постановщиков. Время от времени проводятся композиторские конкурсы – например, на Зимнем фестивале Юрия Башмета в Сочи, а буквально сегодня вечером подводит итоги соревнование AVANTI, учрежденное Союзом композиторов России.

И все же этого мало – особенно если сравнить с той поддержкой, какая оказывалась композиторскому творчеству в советскую пору. Да, то делалось не без идеологической опеки, впрочем, со временем становившейся все более условной, так что этой системой не считали зазорным пользоваться авторы, впоследствии ставшие международно известными – россиянин Леонид Десятников, латыш Петерис Васкс, литовец Альгирдас Мартинайтис, украинец Александр Щетинский, грузин Сосо Барданашвили…

Надеюсь, сегодняшний шаг Дмитрия Аксенова и его единомышленников поможет хоть в какой-то степени вернуть авторитет серьезного композиторского творчества. Единомышленники – это композиторы Сергей Невский (Россия/Германия), Хая Черновин (США/Израиль), Яннис Кириакидес (Нидерланды), музыкальные критики Юлия Бедерова и Дмитрий Ренанский, директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова и худрук оркестра Questa musica дирижер Филипп Чижевский. На первом этапе проекта эти эксперты составили свои списки наиболее ярких из известных им современных российских композиторов, потом листы соединили и выбрали восемь лауреатов, оказавшихся наиболее популярными. Дальнейшее уже стало делом творческого воображения этой восьмерки, ограниченного, помимо временных рамок (примерно 15 минут на каждое сочинение, два часа на всю программу), лишь составом исполнителей – по дюжине музыкантов каждого из двух названных оркестров.

Надо упомянуть и еще одного человека, без которого проект не обрел бы своего окончательного вида и логики – режиссера Дмитрия Волкострелова. Опытный в современном театре, особенно музыкальном (назову хотя бы замечательный спектакль «Диджей Павел» – номинант «Золотой маски-2019»), он выстроил из этих восьми партитур единое сценическое целое. Я бы взял на себя смелость дать ему подзаголовок «Фантазии на тему сна разума».

Без двух Дмитриев – Аксенова (справа) и Волкострелова – не было бы проекта «Русская музыка 2.0». Фото Александры Муравьевой, предоставлено фестивалем «Территория»

Для меня в «Музыке 2.0» выделились два главных пласта. Один из них занял в программе срединное положение – это партитуры по большей части тихого звучания, «музыка состояния». Например, Revisité (в вольном переводе «Вновь я посетил») Дмитрия Бурцева – нечто вроде музыкальной «машины времени», прыгающей в сентиментальные орнаменты XVIII века, а из них свободно перепархивающей в изысканные «птичьи» трели нашего современника Мессиана. Или пьеса Даниила Пильчена «До одиннадцати песен», чей основной акустический поток исходит из трех музыкальных шкатулок, через которые исполнители, прихотливо меняя темп, протягивают три длинные перфоленты. Или Morendo («Замирая») Марка Булошникова с его гармоничными «каплями» рояльных созвучий и призрачным «шепчущим» хоралом струнных, в которые вдруг разрывом бомбы вторгается фортиссимо большого барабана и тромбона – но прорвать завесу летаргии оно может лишь на несколько секунд…

Дирижер Филипп Чижевский (справа) готовит музыкальную шкатулку с перфолентой к работе на сцене. Фото автора

О том же всепоглощающем сне заставила подумать пьеса Олега Гудачева Before You Slip Into Unconscienceness («Перед тем как соскользнуть в бессознательное»), где автор экспериментирует с интонациями песни The Doors «The Crystal Ship», причем, подозреваю, на выбор двух электрогитар в качестве ядра исполнительского состава повлияла память о легендарных основателях The Door Джиме Моррисоне и Рэе Манзареке, хотя здесь инструменты используются весьма нетрадиционно – на них играют… смычком.

Дирижирует Филипп Чижевский. Фото Александры Муравьевой, предоставлено фестивалем «Территория»

Эта песенная ассоциация дает мне трамплин для прыжка-возвращения из самой середины общей композиции, где запрятано «Бессознательное», в ее начало – к контрастному по отношению к «музыке состояния» пласту громких звучаний и быстрых темпов, открываемому пьесой Александра Хубеева «Не выходи из комнаты». Как легко догадаться по названию, это музыкальный «перевод» знаменитого стихотворения Иосифа Бродского, ставшего полвека назад манифестом «внутренней эмиграции» и сейчас, в пору нарастающей социальной тревоги звучащего удивительно современно. Впрочем, как раз в партитуре эти стихи не звучат, а воспроизводятся перформером на языке сурдоперевода, который «для надежности» дублируется словами на экране, и этот двойной перевод превращает исходный текст в набор восклицаний: «Комната… Не выходи… Ошибка… Дверь… Бессмысленно…». Ощущение разрыва с миром от этого «онемения» лишь заостряется. А растущая интенсивность жестикуляции, усиленная трансляцией на видеоэкран, вкупе с атакой перкуссии создают ощущение скачки к катастрофе.

При чем здесь песенная ассоциация, спросите вы? Не знаю, осознавал ли это композитор, но и у его пьесы есть отчетливая связь с популярной песней, на этот раз современной отечественной – вещью группы «25/17» с тем же «бродским» названием, основанной на фрагментах того те самого стихотворения. Идея самоизоляции как средства спасения во враждебном мире, как видим, приходила в голову самым разным сочинителям задолго до пандемии…

Может быть даже, номер Хубеева стоило поставить не в начало, а в конец вечера как его яркий итог? Впрочем, на финал Волкострелов припас тоже эффектную композицию – «Не свисти, Маша» Алексея Сысоева, с хубеевской явно перекликающуюся своей литературностью (по «Трем сестрам» Чехова), «немотой» (текст звучит, но превращается в разрозненные крики-слоги), гипнотическим сочетанием музыкального ритма и пантомимы (три перформерши в очках VR – поразительно точно уловленный чеховский посыл: слепота с открытыми глазами, жизнь в иллюзиях). Музыка несется вскачь, в то же время не унося никуда – в конце старшая сестра-медиум, из-под виртуальный очков выкрикивающая младшим-машинисткам свой распавшийся на атомы текст, роняет голову в сон (все тот же сон!), из которого она с трудом восстала в начале. Логичный финал музыкального действа, окончательно «соскользнувшего в бессознательность».

Чеховским призывом «не свистеть» Алексей Сысоев подвел итог коллективному композиторскому исследованию на тему сна разума. Фото автора

Из этой общей логики для меня выбились лишь две вещи – Aria tutti Бориса Филановского, сама по себе мастерская, только стилистика ее почему-то слишком явно увела в послевоенный сериализм 60-летней давности, выпав из актуального звукового окружения. И композиция Angel Дарьи Звездиной показалась чересчур минималистичной, сведясь к одной ноте флейты, тишайшему скрипу виолончели и нескольким повторяющимся нотам рояля. Все-таки музыка должна обладать не только идейной насыщенностью, но и определенным уровнем «звуковой питательности». Всякая диета полезна, если не доведена до абсурда: это примерно как из одной-единственной худой морковинки пытаться приготовить сытный обед – вряд ли получится даже у большого мастера.

Впрочем, эти частности мало повлияли на общий смысл проекта. Предвижу другое, более глобальное замечание читателя: а зачем вообще нужно такое композиторское творчество? То ли дело классики: «Хочу правды», как говаривал Даргомыжский. Вот это задача! А нынче что – соскальзывание в бессознательное и членение до бессмысленности великих текстов?

Да, в сегодняшнем обществе веры и любви, составлявших стержень культуры прошлого, неизмеримо убыло. Наверное, поэтому нынешние авторы и не берутся за тематику, в которой едва дли смогли бы конкурировать с предшественниками. Зато берутся за другую, а то и вообще становятся больше экспериментаторами, чем художникам (вы заметили, что в современных искусствоведческих текстах слово «исследование» встречается гораздо чаще слов «творчество», «выражение»?). Но может, именно в этом и состоит тот «минус-прием», каким нам напоминает, шепчет, кричит о провалах эпохи современное искусство, в том числе музыка?

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9165
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5760
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4383
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4304
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?