И в плавании, и в легкой атлетике именно спринтерская стометровка является самой престижной дисциплиной, недаром же в олимпийской триаде первым идет девиз «Быстрее!», а уж потом «Выше!» и «Сильнее!». И потому каждый мировой рекорд тут — событие, которое замечают во всем мире. Рекорд 17-летнего румына Давида Поповича на сотне вольным стилем — как раз из этого ряда. Ведь прежний держался с 2009 года.
Правда, есть рекорды и постарше. Особняком здесь стоит «вечный» рекорд американки Флоренс Гриффит-Джойнер, пробежавшей стометровку 16 июля 1988 года за 10,49. Вот уже 24 года несколько поколений ее преследователей не могут ничего поделать с этими застывшими секундами. А вот с рекордами на трех других королевских дистанциях — спринтерском беге у мужчин и в плавании вольным стилем порой происходят мистические истории.
Начать с того, что для всех них рубежным оказался тот самый 2009 год, когда все мировые достижения вдруг дружно обновились. 30 июля бразилец Сезар Сьелу Филью проплыл стометровку в Риме за 46,91. На следующий день там же немка Бритта Штеффен ту же дистанцию преодолела за 52,07. И, наконец, 16 августа феноменальный ямайский спринтер Усэйн Болт пробежал в Берлине 100 метров за 9,58!
Рекорд Болта так и остается недосягаемым вот уже 13 лет. Немка владела своим почти 7 лет, пока австралийка Кейт Кэмпбелл в родном Брисбене не улучшила его на сотую долю секунды. А 23 июля 2017 года в Будапеште шведская спортсменка Сара Шёстрём выплыла из 52 секунд и вот уже пять лет остается на вершине: 51,71.
А 13 августа 2022 года снова в Риме «выстрелил» юный Давид Попович, улучшивший рекорд бразильца на пять сотых — 46,86. Достижение тем более примечательное, что стало первым, установленным после запрета FINA на нетканые костюмы. Международная федерация посчитала их своеобразным допингом — чуть ли не основным фактором многочисленных мировых рекордов пловцов в период использования таких костюмов из полиуретана в 2008-2009 годах. К примеру, на той же мужской стометровке вольным стилем мировой рекорд в течение этого временного промежутка устанавливался пять раз и наконец замер, когда его будущему ниспровергателю было всего четыре года и он впервые появился в бассейне.
Вообще-то жизнь и судьба юного Давида — ремейк «Гадкого утенка». Судите сами. Начав заниматься плаванием в четыре года, Давид в восемь лет был самым хилым в группе. Скорее всего, он вскоре был бы отчислен как неперспективный, если бы его не приметил Адриан Радулеску. Вчерашний студент взялся доказать на примере Давида эффективность своей плавательной методики. И важность точного психологического подхода.
«Ему было скучно, когда приходилось плавать на длинные дистанции. Он останавливался, играл с очками, просил отлучиться в туалет, жаловался, что болит голова, плечо или желудок. Но плавал он невероятно быстро для того количества и качества тренировок, которое я мог из него выжать, — вспоминал Радулеску. — Он был высоким ребенком, но не был самым сильным (это сейчас его рост 190 см, размах рук 205 см — больше, чем у Фелпса, размер ноги 48-й. — «Труд»). В нем было что-то особенное».
А еще Давиду повезло с родителями. Это они отдали его в бассейн, чтобы поправить осанку. Их интересовало только одно: было ли сыну весело в бассейне, хорошо ли он себя чувствовал. Все остальное — епархия тренера. А еще они, закончив соответствующие курсы, следят за сбалансированным питанием, приемом правильных лекарств и витаминов сыном.
На достижение первых успехов понадобилась пара лет — мальчику едва исполнилось 10, когда он стал побеждать на детских турнирах, бить рекорды в своей возрастной категории. Ну а международное признание пришло аккурат к совершеннолетию Давида. В 16 лет он стал «королем» юниорского Евро, взяв золото на трех спринтерских дистанциях — 50, 100 и 200 метров вольным стилем. Оттуда прямиком поехал в Токио, став самым юным членом румынской команды и едва не выиграл бронзу на двухсотметровке, уступив третьему призеру две сотые секунды.
В этом году сказка продолжается. В июне на чемпионате мира в Будапеште Давид сначала выиграл 200-метровку вольным стилем с лучшим временем за последние 10 лет, а потом убедительно взял золото и на своей коронной стометровке, повторив уникальное достижение почти полувековой давности американца Джима Монтгомери — единственного, кому только и удавалось до Давида выиграть обе эти дистанции на одном чемпионате мира.
После победы на взрослом первенстве мира Давид «потренировался на кошках» — поучаствовал в домашнем юниорском чемпионате Европы, играючи набрав четыре золота. И в отличном настроении поехал в Рим.
Предварительный заплыв на стометровке он выиграл с рекордом европейских первенств, полуфинальный — с рекордом Европы, ну а финал — с мировым рекордом! Почему-то верится, что Давиду по плечу обновить как минимум другие два рекорда образца 2009 года — на 50 и 200 метров.
Слово эксперту
Дмитрий Волков, чемпион Европы и мира по плаванию
— Конечно, Давид — большой молодец, уже пару лет заставляет говорить о себе. Были в свое время у нас и Александр Попов, и другие, кто прорывался сквозь купол неба. Давиду — 17. Примерно в таком же возрасте громко заявляли о себе и Иан Торп, и Майкл Фелпс. Да и Климент Колесников установил взрослый мировой рекорд в 17. Конечно Попович — акселерат, а акселераты быстрее сходят с горизонта, чем ретарданты — те, кто выстреливает в более зрелом возрасте. К определенному моменту одни подходят выжатые как лимон, другие полными сил. Так что Давид находится в «зоне риска». Через три года он уже будет зрелый ветеран, в то время когда другие будут только подниматься. Впрочем, очень хотел бы ошибиться. В любом случае желаю Давиду новых рекордов!