- В то время как другие компании пытаются уменьшить издержки на персонал и сокращают работников, вы ввели мораторий на увольнение. С какой целью вы это сделали?
- Во-первых, сейчас непростое время и людям будет довольно сложно найти работу. Во-вторых, наша задача - не просто сохранить самых сильных сотрудников, но и усилить команду с помощью тех специалистов, которые могут сейчас появиться на рынке и увеличить нашу эффективность. Привлекать новых специалистов мы будем в первую очередь за счет тех сотрудников, кто по каким-то причинам не достаточно эффективен. На данный момент необходимо очень внимательно подходить к вопросам найма и увольнения, потому что это сильно сказывается на имидже работодателя. Мы всегда старались подбирать в компанию успешных, "горящих" людей. Да, безусловно, за эти годы роста у нас, как и в любой компании, появились и менее эффективные люди. Ну что же, в девелопменте, как и в любом бизнесе, естественная ротация просто необходима. Повторяю: главное сейчас - сохранить стабильность и предсказуемость решений для наших сотрудников. Каждый, кто работает в Mirax - от руководителя до рядового сотрудника, - должен понимать, что сейчас мы должны все делать еще быстрее, еще эффективнее, еще лучше, чем это делают наши конкуренты. Поэтому в данный момент есть возможность улучшить эффективность компании.
- Как вы собираетесь улучшать эффективность работников компании? Люди будут работать больше?
- Люди будут работать лучше. Я вообще считаю, что для умных и быстрых кризис - это хороший шанс, чтобы добиться невозможного. Все должны работать в одном очень жестком ритме. Здесь ни для кого не должно быть исключений.
- А каким вы видите идеального сотрудника? С какими людьми вам было бы удобнее всего работать?
- Ну понятно, что со своими клонами. Чтобы было стопроцентное понимание. Но этого никогда не будет. И это, может быть, даже неплохо. Вообще, если серьезно, главное - это доверие. Когда я нанимаю людей или принимаю решение о сотрудничестве с каким-либо партнером, для меня в первую очередь важны профессионализм и понимание того, что я лично этому человеку доверяю и хочу с ним делать дела. Так же мы должны работать и с нашими клиентами. Они должны доверять нашим сотрудникам, качеству и сервису компании. Если этого нет, все закончится очень быстро и плачевно.
- Как вы смогли сподвигнуть свою команду на то, чтобы построить самое высокое здание в Европе?
- Черт возьми, не знаю. Если бы ответ на этот вопрос был известен, мы бы эту формулу написали для всех и поделились бы непременно с хозяином вашей газеты, и тогда он сделал бы ее еще лучше. А также поделились бы формулой со всеми строительными компаниями. Какой-то единой формулой, как в школе: сначала вы пишете черточки, потом кружочки, потом букву "А" и т.д. Потому что есть механизм, модель, есть алгоритм. Какой здесь алгоритм, я не понимаю. Если бы удалось его открыть, я бы создал еще 20 таких же успешных компаний.
- Один из ваших архитекторов - иностранец. Правильно ли я понимаю, что на одних российских трудовых ресурсах амбициозные проекты осуществить нельзя?
- Ну, во-первых, мы строим высокотехнологичные здания. Многих технологий и опыта в России просто нет и никогда не было. Мы приносим их в Россию. При этом считаем, что наши специалисты должны учиться, для того чтобы завтра реализовывать такие проекты самостоятельно и конкурировать с этими же иностранцами за проекты за рубежом и выигрывать.
Во-вторых, любая цивилизованная страна стремится к тому, чтобы ее граждане больше зарабатывали. Ведь это очевидно, что более квалифицированные сотрудники получают лучшие зарплаты, потому как их труд более востребован. В нашей стране острый недостаток рабочих строительных специальностей, у нас вообще, как вы знаете, одна из ключевых проблем - демография. И дальше эта проблема будет только усиливаться. В таких условиях я за то, чтобы наши граждане занимались более квалифицированным трудом, там, где создается добавленная стоимость, чтобы деньги оставались в стране, а не уходили за границу. Во всех цивилизованных странах мира - например, в Англии, Америке, Франции - местные жители не работают на стройке. Они сидят в управлении, создают новые проекты, разрабатывают новые технологии. На стройках же вы увидите людей, приехавших из Пакистана, Индии и так далее. Это нормальный тренд и показатель того, что страна правильно распоряжается своими трудовыми ресурсами.
- Раньше при приеме на работу вы использовали полиграф. Почему от него отказались и с какой целью использовали?
- Была такая практика. Тогда только запускались большие проекты, набиралось очень большое количество людей, в которых мы должны были быть уверенными. Сегодня такого масштабного набора уже нет, и мы вполне можем определить и без полиграфа, с какой целью человек пришел в компанию. Есть у нас несколько человек в компании, так они лучше полиграфа человека видят.
- В строительной отрасли есть такая проблема, как откаты. Как вы с ними боретесь?
- В нашей компании проводятся тендеры, и я не знаю случаев, когда проходят откаты. Мне все эти вопросы задают. Если кто-то из подрядчиков покажет, кому он дал деньги, я этого человека посажу в тюрьму. Пока прецедентов не было. Может, где-нибудь на самом нижнем уровне, на уровне подсобника, прораба. Но у нас в компании, я считаю, это исключено.
РЕЗЮМЕ "ТРУДА"
Сергей Полонский, председатель совета директоров Mirax Group
Родился 1 декабря 1972 года в Ленинграде.
Образование: Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет.
Прежние места работы: в 1994 году основал строительную компанию "Строймонтаж"; из московского филиала этой фирмы в 2004-м образовалась Mirax Group.