Недавно в крошечном краснодарском городе местный Водоканал занятно опечатался, составляя заявку для сайта госзакупок: вместо экскаватора потребовал от поставщиков Cadillac в спортивной комплектации с панорамной крышей, кремовыми сиденьями и беспроводными зарядками. Стоил автомобиль премиум-класса на миллион дешевле, чем спецтехника, но из-за досадной мелочи сэкономить коммунальщикам не удалось.
Извещение о закупке роскошного Cadillac XT5 для ОАО «Водоканал Апшеронского района» на сайте госзакупок обнаружили пользователи сообщества «Туподар Краснодар». Они обратили внимание, что модель в сведениях о закупке указана с ошибкой, хотя в прикрепленных документах все было правильно. Поставщики должны были отправить авто в Котельники Московской области.
Водоканалу требовался автомобиль стоимостью почти 5 млн рублей с обивкой сидений из натуральной перфорированной кожи, коврами в салоне, акустической изоляцией стекол, регулировкой спинок задних сидений, системой быстрого складывания задних сидений, адаптивным шасси, двигателем мощностью 200 «лошадок», активным шумоподавлением и множеством других опций, включая «брендированную коробку с ложементами для ключей автомобиля».
Когда скандал из соцсетей дошел до СМИ, водоканальское начальство поспешило заверить: это всего лишь недоразумение, на самом деле через закупки планировалось приобрести экскаватор-погрузчик TLB 825-RM за 6 млн рублей. И ошибочное извещение уже отозвано...
Таких скандалов в российских регионах за последние несколько лет произошло немало. В том же Краснодаре городская администрация собиралась оборудовать для себя туалет за 1,6 млн рублей. Охрана федерального Минэнерго через госзакупки приобретала наклейки «Обама ЧМО» для своего кавказского филиала — причем спустя уже три года после того, как 44-й президент США уступил свое кресло Дональду Трампу. К слову, объяснили тогда казус тоже ошибкой системы автозамены Т9. А Минобороны покупало за 1,3 млн рублей карнавальные костюмы ведьм и снежинок, а МВД, было дело, подало заявку на поставки спального гарнитура, покрытого золотом 999-й пробы...
Иногда вызвавшие скандалы госзакупки не столь премиальны, но ничуть не менее циничны. Например, глава аппарата губернатора Саратовской области закупила у аптечного склада, которым руководит ее муж, нестерильные медицинские маски по 425 рублей за одну штуку — в то время как даже на пике ажиотажа за такую цену можно было приобрести не менее 30 масок в розницу, а оптом еще больше.
А в Волгоградской области после серии возгораний и отзыва аппаратов искусственной вентиляции легких «Авента-М» местные активисты обнаружили, что регион заплатил за каждый аппарат ИВЛ на полмиллиона больше, чем остальные субъекты Федерации. Итого поставщикам перепало почти на 30 млн рублей больше, чем следовало.
Общественники, целенаправленно занимающиеся анализом коррупционных схем при госзакупках, хором говорят о неэффективности нынешней процедуры с точки зрения прозрачности и оптимизации бюджетных расходов. Причем во многих случаях складывается ощущение, что «узкие места» заужены неслучайно.
Так, например, ошибки в названии Cadillac из апшеронской истории очень похожи на типичную схему. Организации, объявляя конкурс на поставку, могут нарочно указывать данные о предмете закупки с ошибками, например, вместо русской буквы «А» использовать латинскую. Тогда оптовые поставщики, пытаясь через поисковую систему на сайте госзакупок найти желающих купить Cadillac, не смогут никого найти. А «правильный» поставщик, под которого подгоняются условия контракта, получит прямую ссылку и подаст заявку, которая предсказуемо окажется единственной. Никаких проверок на правильность написания заявки не проходят, процедуры обжалования итогов конкурсов из-за неправильных букв не существует.
Да и к самому поисковику на сайте госзакупок есть немало вопросов. Например, после одного из недавних обновлений стало невозможно отсортировать заявки по региону или населенному пункту. Так что избиратели не смогут вот так запросто посмотреть, какими орудиями труда снабжает себя, скажем, законно избранный губернатор.
Но даже это не столь печально, сколько отсутствие в стране института репутации. В каких-то случаях схваченные за руку чиновники отменяют контракты на поставку золотых унитазов и тут же создают заявку на серебряные. В каких-то, если скандал наложился на особенности локальной подковерной борьбы, ответственного могут уволить. Но не потому, что в стране, где 45% населения имеют доходы меньше 15 тысяч рублей, купаться в роскоши стыдно, а просто потому, что некстати выплыло.
Вот и продолжается бесконечная игра, в которой чиновники пытаются обойти правила и использовать их в свою пользу, а общественные активисты — поймать их за руку и принудить к патриотизму, радению о своем деле и порядочности. И конца-краю этой «борьбе идей» не видно.