Кажется, дождались: Россию собрались возвращать в мировой спорт. О возможной отмене санкций для наших атлетов заговорили международные спортивные чиновники и политики. Но не спешите бить в литавры: черт кроется в деталях.
Из заявления главы Олимпийского и Паралимпийского комитетов США Сюзанны Лайонс следует, что ее ведомство не прочь поддержать участие россиян в Играх-2024 в Париже. Правда, с существенной оговоркой: «Это, может быть, неприятно осознавать, но недопуск россиян отбрасывает нас назад... Однако мы категорически против того, чтобы они вернулись под национальным флагом, в то время как их страна находится под санкциями».
Похоже, тут на первом плане не забота об атлетах, а материальные соображения. В турнирах по многим видам спорта без участия россиян и белорусов конкуренция (и зрелищность!) слабеет. Меньше зрителей — меньше доход от рекламодателей. Сюзанна Лайонс на посту уже 12 лет и деньги считать умеет.
А вот что сказал глава МОК Томас Бах: «Президент Макрон заявил, что спорт не должен быть политизированным, и подчеркнул в отношении Олимпиады и Паралимпиады 2024 года, что представители всех стран, в том числе и тех, которые находятся в состоянии активных боевых действий, должны участвовать в Играх».
С Макроном понятно: он регулярно примеряет тогу миротворца. Для президента Франции стало бы большой политической победой приглашение России к участию в Олимпиаде. А что же Бах? Он ссылается на ООН: «Генассамблея, куда входят и Украина, и Россия, и Белоруссия, признала, что соревнования должны быть организованы в духе мира. ООН выражает серьезную озабоченность из-за запрета российским и белорусским спортсменам участвовать в соревнованиях только из-за их гражданства. Это серьезная дискриминация».
Но напомним некоторые факты. 28 февраля МОК «за грубое нарушение Олимпийской хартии» наложил на Россию три санкции: а) РФ нельзя проводить международные турниры на своей территории; б) на турнирах не должно быть российских флага, гимна и любых других символов, ассоциирующихся с нашей страной; в) президент России Путин, вице-премьер Чернышенко и заместитель руководителя Администрации президента Козак лишены Олимпийских орденов. А отстранение российских спортсменов от международных турниров — это, по выражению руководства МОК, лишь «защитные меры» для россиян, так как на соревнованиях к ним могут относиться предвзято и даже с враждой...
По ходу дебатов на недавнем Олимпийском саммите и. о. президента Олимпийского совета Азии Рандхир Сингх предложил разрешить россиянам и белорусам выступать на отборочных олимпийских соревнованиях в Азии, обосновав это просто: «Защитные меры на нашем континенте больше не требуются». Глава Ассоциаций НОК Робин Митчелл по этому поводу отметил, что это предложение — огромный шаг к объединению всех Олимпийских комитетов в мире.
Конечно, эти новости в сообществе болельщиков (а к их числу, как оказалось, принадлежат чуть ли не все публичные персоны в России) были восприняты очень эмоционально. Сразу отметим: очень много наших соотечественников являются противниками возвращения россиян в МОК. Они считают, что выступление российских олимпийцев без национальных символов — флага, герба и гимна — есть явная дискриминация России и ее граждан. В ход идет и такой аргумент: «Спортсмены выращены на деньги российского бюджета и потому не имеют права на подобные соглашательства».
Куда и как выруливать из этой ситуа-ции? «Труд» обратился за комментариями к Игорю КАЗИКОВУ, много лет работавшему в руководстве Олимпийского комитета России:
— И Макрон, и Томас Бах заинтересованы в том, чтобы Олимпиада в Париже было полноценная по части и атлетов, и туристов-болельщиков. Но даже при благоприятном развитии событий будем реалистами. Международная бюрократическая система медлительна, а олимпийский отбор в Париж-2024 начнется в ближайшие месяцы. В тех или иных видах спорта система допуска на Игры разная. Если в легкой атлетике, плавании и некоторых других дисциплинах лицензию можно завоевать, показав норматив международного уровня даже на внутренних соревнованиях, то в игровых видах учитываются места, завоеванные на турнирах в течение полутора лет, либо надо пробиваться на квалификационных соревнованиях.
Тем не менее нужно работать оперативно и грамотно. Если не успеем отобраться к парижской Олимпиаде, то надо этого добиться хотя бы к зимним Играм 2026 года в Милане. А заявления и дискуссии насчет отказа участвовать без флага и гимна считаю преждевременными. Сначала надо сделать первые шаги по возвращению россиян на международную арену. Право решения таких вопросов я бы оставил самим спортсменам и тренерам. Если россиянин выиграет олимпийскую медаль, он проявляет патриотизм и прославляет свою страну. Разве не так?