В прошлом номере «Труд» пришел к выводу, что люди настолько одурели от политики на телеэкране, что приникли к трансляциям матчей чемпионата мира буквально как к живительному источнику. О чем и свидетельствуют цифры рейтингов. А еще мы предсказали, что интерес к футболу будет только расти. И оказались правы. Итоги заключительной семидневки мундиаля не подведены — впереди финал! А вот на первой строчке самых востребованных программ минувшей недели фигурирует матч между сборными Англии и Франции, а не «Вести» или «Местное время», как обычно.
Топовый список лидеров показа 5-12 декабря столь необычен, что есть смысл первую десятку привести целиком. Итак, № 1 был назван выше. 2. Футбол — Нидерланды — Аргентина. 3. Хорватия — Бразилия. 4. Марокко — Португалия. 5. Япония — Хорватия. На шестом месте все же появляются «Вести». На восьмом — «Местное время». На седьмой, девятой и десятой строчках также расположился ЧМ.
А что же столь лелеемая телевизионным начальством прочая пропагандистская составляющая эфира? На 11-м месте — «Вести недели» с человеком-монументом Киселевым. На 21-м — «Итоги недели с Ирадой Зейналовой». «60 минут» Скабеевой аж на 27-м. И лишь на 32-м появляется Соловьев со своим «Воскресным вечером». Как говорится, картина маслом.
Приведенные данные компании «Медиаскоп» касаются жителей от 18 до 54 лет. Почему выбрана именно такая категория? Потому что это граждане активного возраста. Данные же по аудитории 4+ отличаются. Там ЧМ в Катаре занимает лишь четыре позиции в топ-10. На втором и третьем местах — те самые «Вести» и «Местное время». Да и Соловьев присутствует уже на 17-й строке. Столь существенное различие объясняется тем, что поклонниками «пикейных жилетов» из ток-шоу Владимира Рудольфовича и Ко являются в основном зрители постарше, пенсионеры. Не желторотые же юнцы и школьники так влияют на показатели? Да их и под дулом Калашникова не заставишь однообразные пропагандистские передачи смотреть.
И еще. Данные эти относятся лишь к жителям Москвы. Именно они считаются наиболее политизированной частью общества.
Хотя последнее утверждение, может, и ошибочно. Кого постоянно ругают политологи из «ящика»? Как раз столичную молодежь. Она-де предпочитает веселиться в кабаках, вместо того чтобы проникнуться важностью момента и внимать докладам Конашенкова с тем же суровым выражением лиц, с каким их прадеды слушали сводки Совинформбюро. Впрочем, осуждение пропагандистов в отсутствии патриотизма не имеет конкретного адресата. Молодежь — и все тут. Между тем в Москве полным-полно футбольных фанатов. Не они ли устроили погромы на Манежке, когда сборная России проиграла японцам?! Страну унизили! Зато с каким энтузиазмом вышли они на улицы, размахивая триколорами, когда на домашнем ЧМ мы одержали победу над испанцами.
Но именно подобные реакции и предполагали невысокий интерес к матчам в Катаре. После того как у российской сборной отняли право побороться за участие в мундиале, было проведено множество социологических исследований с главным вопросом: «Будете ли вы теперь смотреть их трансляции?» Итоговые цифры оказывались разными, но красноречиво характеризующими тенденцию: от 45 до 80% респондентов заявили, что такой футбол им не нужен.
Масла в пламя патриотизма подлило ТВ. Поначалу предполагалось, что ЧМ будут по обыкновению показывать три канала — «Первый», «Россия» и «Матч ТВ». За право трансляции они в складчину заплатили 40 млн долларов. Оставалось только поделить купленное. Но тут два главных федеральных канала согласились с народом. Им, мол, такой футбол тоже не нужен. Реакция общественности оказалась позитивной: и правильно, пошли они со своим Катаром! А кто-то даже вспомнил, что нынешний мундиаль, проводимый в 2022 году, является 22-м по счету. Пять зловещих двоек — не о них ли говорила баба Ванга?
И вот результат: праздник на улице «Матча»! По среднесуточной доле аудитории на прошлой неделе этот канал впервые в своей истории оказался на третьем месте, уступив лишь некой совокупности под названием «Измеряемые тематические каналы» и «России 1». Отметим, что канал «СоловьевLive» сполз на 31-е место и даже у аудитории 4+ (то есть включающей пенсионеров) не смог подняться выше 23-й строчки.
А теперь о бесспорном. Вот уже два месяца, как «Труд» на основании данных того же «Медиаскопа» делает вывод: зрители соскучились по развлечениям и буквально кидаются на всякие там «Пусть говорят!» и прочую дребедень, которая понемногу возвращается. И дело не в том, что наш электорат настолько тупой и бесчувственный. А в том, что телевизионные пропагандисты до сих пор не нашли способа рассказывать об СВО так, чтобы за душу брало. На этой ниве изо всех сил старается в своей именной программе Малахов. Приглашает родных и друзей погибших в Донбассе. Но актер он невеликий. Его сочувствие во взгляде и голосе ничуть не отличаются от тех, с какими он говорил с разными Дианами Шурыгиными. Зритель видит фальшь, и ему это неприятно. Ощущение неискренности оставляют и пылкие речи экспертов-патриотов. Есть хороший способ понять, когда человек говорит то, что сам не думает. Надо просто выключить звук. По лицам все видно.
Ожидаемый результат всего — неизбежное чувство пустоты, которое возникнет, когда закончится большой футбол. И оно лишь усугубит состояние усталости и тревожности.