- Как мода в одежде может быть спроецирована на шоколад?
- Отдел маркетинга составляет техническое задание для дизайнеров: какие цвета, рисунки, материалы сегодня в моде. И на основе этой информации наш собственный модный дом создает коллекции. Коллекций даже больше, чем в некоторых известных модных домах. В каталоге "Новый год-2009", например, семь коллекций (более 500 наименований).
- Сколько человек работает в модном доме?
- 25 человек. Это художники, дизайнеры, конструкторы, оформители, верстальщики. Они делают индивидуальные заказы. Всего таких заказов - до 5 тысяч в год.
- Что изменилось в вашей компании в связи с кризисом?
- Мы стали внимательнее относиться к увольнениям. Теперь любого человека можно уволить только после согласования со всей цепочкой его руководителей вплоть до меня. Нам необходимо сохранить наш костяк.
Было у нас небольшое сокращение штата - мы были вынуждены уволить одного человека, который уже вышел на пенсию, но продолжал работать. Понятно, произошел некоторый спад активности. В 2009 году по финансовым показателям мы планируем удержаться на уровне 2007-го.
- Сколько человек работает на фабрике?
- Это зависит от сезона. От 250 до 1000 человек. В моменты пика мы привлекаем временных специалистов. Максимальный единовременный набор, который мы делали, - 350 человек.
- Как при большом количестве временных сотрудников поддерживать квалификацию?
- Значительная часть людей - просто уникальные, эксклюзивные специалисты. Например, рисунок рукой по шоколаду. Это получается у одного из ста. К ним же относятся некоторые производственные специальности: комплектовщики, оформители. Дело в том, что, когда ты делаешь единичное изделие, ты все время принимаешь технологические решения, очень часто нестандартные. Здесь очень важен опыт. Например, у нас был заказ: сделать из шоколада ноутбук, чтобы он открывался и закрывался.
- А какой была первая скульптура?
- Однажды мы должны были встречаться с Людмилой Путиной. И я думаю, что вот будут нас представлять: владельцы шоколадной фабрики. Не конфеты же дарить жене президента! Решили сделать скульптуру лошади - наступал Год Лошади. Еще вечером накануне поездки у этой лошади ноги отваливались. Но мы все переделали и подарили в итоге две лошади: из черного шоколада и из белого.
- Наверное, нелегко постоянно делать что-то новое?
- Внештатные ситуации возникают часто: например, мы сделали огромного шоколадного крокодила, который не пролезал в дверь. Пришлось разбирать окно, чтобы вынести его с фабрики. Заказы приходят срочно. В результате некоторые сотрудники по двое суток проводят на работе. И люди выходят и работают. А те, кто не может это принять, уходят.
- Проблемы с клиентами случаются?
- Российские клиенты зачастую ведут себя так, как поступать нельзя: меняют решения прямо по ходу выполнения заказа. Например, за три дня до выполнения заявляют, что хотят заменить шоколадный мешочек с деньгами на мишку. А для набора уже все готово. Но зато заказчик своими капризами заставляет нас совершенствоваться - стрессовая работа тонизирует.
- Шоколадные скульптуры делают профессиональные скульпторы?
- Да, настоящие. У нас специальный скульптурный цех.
- И как вы этих уникумов находите?
- Самыми разными способами. Например, несколько лет назад я была 1 апреля на радио. На стенах висело много картин, причем необычных - каких-то выпуклых. Оказалось, что это картины одной знакомой Горбачева. Ее потянуло рисовать, когда она еще работала в Верховном совете. Она никогда не училась этому и почему-то начала рисовать на холсте пальцами. Я ей предложила поехать со мной в наш бутик и нарисовать шоколадную картину. Она согласилась попробовать и была в восторге от рисования теплым шоколадом. Это был наш первый опыт, и потом я стала приглашать ее для выполнения наших заказов.
- Еще пример можно?
- Один из наших сотрудников, заведующий складом, пришел к нам и рассказал, как он с детства увлекался рисованием и решил сам попробовать шоколадное рисование. Принес портрет Пугачевой. Теперь это наш гениальный художник Виталий Пономарев. Для него не существует ни дня, ни ночи - человек этим просто живет. А научиться рисовать шоколадом или делать из него скульптуры очень сложно: он быстро застывает.
- Ваш скульптор или художник получает больше, чем другой на рынке труда?
- Необязательно. Удовлетворенность - это не только материальный достаток. У нас люди чувствуют свою большую значимость. Когда человек делает что-то новое, это важно. А потом он получает благодарность от президента какой-нибудь известной компании. К тому же человек знает, для кого он делает свою работу. На сертификате же написано: "От Лолиты - Ларисе Долиной". Или вот сейчас мы только закончили картину "От Примакова - королю Бахрейна".
- Наверняка не всех вы ищете индивидуально. Как происходит обычный набор сотрудников?
- Мы отбираем людей из сотен. И это не только творческие сотрудники. Талант нужен и управляющему, ведь у нас проходят по 500 индивидуальных заказов одновременно. Например, сейчас им управляют через специальную, созданную нами компьютерную систему. Чтобы с этим совладать, тоже нужен талант.
- У вас есть примеры быстрых карьер сотрудников?
- Как-то я предложила смены в кофейне на Никитской прямо в кофейне заниматься приемом заказов. Поскольку я не знала, что у них получится, то зарплату выдавать не стала, а дала 10% от продаж. В первые два-три месяца они продали на 2,5 млн. рублей. Через месяц так захотел работать один из их знакомых. А мне какая разница - вы же на проценте! Возьмите хоть десять человек. И вот они работали без оклада два года. В итоге через четыре года один из них стал руководителем отдела корпоративных продаж. Сейчас он , а вторая девушка - его заместитель.
- Как вы страхуетесь от кражи ваших технологий, многие из которых уникальны?
- Все наши технологии мы патентуем. Но от человеческого фактора никак не застрахуешься. Мы уже сталкивались с такой ситуацией. Один наш сотрудник не прошел испытательный срок. Тогда он на нас обиделся и ушел работать на "Красный Октябрь", где внедрил нашу технологию производства шоколадных скульптур.
Резюме "Труда"
Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров кондитерской компании "Конфаэль"
Родилась 15 июня 1956 года.
Образование: Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности.
Прежние места работы: главный инженер чечено-ингушского трикотажного объединения "Трикотажбыт", техник-технолог на радиозаводе.