Главная Культура 00:04 10 Ноября 2023 6943
«Геликон-опера» превратила шедевр Чайковского в блокбастер о столичных тайнах

«Пиковая дама» Петра Ильича впервые обрела свое полное киновоплощение

Сергей Бирюков
Герман (Иван Гынгазов) фанатично стремится разгадать тайну трех карт. Изображения предоставлены «Геликон-оперой»

Удивительно, но выходящий 12 ноября в прокат фильм «Пиковая дама», снятый коллективом московской «Геликон-оперы» в содружестве с телеканалом «Россия-Культура» и киноконцертом «Мосфильм» — первая за много десятилетий художественная лента, воспроизводящая главный шедевр русской классической оперы. Предыдущая выпущена на «Ленфильме» в далеком 1960 году. Она бесценна тем, что запечатлела искусство великих артистов — Зураба Анджапаридзе (в кадре — Олег Стриженов), Тамары Милашкиной, Евгения Светланова... Но произведение Чайковского сокращено там на целый час. С тех пор — не припомню, чтобы хоть в одном из театров (а «Пиковая» идет на всех главных оперных сценах страны и много где за рубежом) родилась подобная инициатива. Хотя, кажется, ничего кинематографичнее этой партитуры в мире оперы не создано.

Послушайте одно только вступление, где в четыре минуты впрессованы все главные состояния произведения, от ироничного рассказа Томского до игорной лихорадки Германа и любовного безумия Лизы. Кажется, все знаменитые киноувертюры последующих ста с лишним лет скалькированы с этой.

Или ощутите сверлящую тревогу от неотступной «морзянки» альтов, на которую «нанизаны» рыдающие фразы скрипок в начале четвертой картины (Герман приближается к спальне Графини) — любой Хичкок позавидует.

Но понадобилась фантастическая креативность и энергия основателя и бессменного художественного руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана, чтобы идея нашла свое новое и, прямо скажу, впечатляющее воплощение.

Конечно, у Дмитрия Александровича для того сыскалось много козырей (карточная терминология тут очень к месту). Во-первых, собранная им за три десятилетия вокальная труппа — единый ансамбль увлеченных артистов, в числе которых немало мировых звезд. Во-вторых — роскошный дирижерско-оркестровый цех: достаточно назвать Владимира Федосеева — кстати, главный приглашенный маэстро «Геликона» участвовал и в восстановлении максимально аутентичного облика «Пиковой дамы».

Но нашлось еще одно преимущество, можно даже сказать, герой, который стал в ряд главных в нынешней продукции. Это сам особняк князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых, где «Геликону» посчастливилось поселиться в конце восьмидесятых и с тех пор так сродниться с этими стенами, так напитаться их исторической аурой, а взамен наполнить их новым творческим духом, что это место стало одним из мощнейших артистических пространств Москвы и всей России.

Волшебство еще и в том, что в десятках явных и тайных уголков этого дворца за 300 лет его истории вполне могли происходить события рода описанных в повести Пушкина и ее оперном пересоздании Чайковского.

Получилось, что спектакль «Пиковая дама», уже довольно давно поставленный в «Геликоне», словно выплеснулся за пределы зала «Стравинский» и растекся лавой по всему особняку. Так что суконный карточно-похоронный стол попадает в колонный зал Шаховской, парадные проходы гостей совершаются в нарядном фойе, а интимные столкновения героев, электризующие интригу, происходят в загадочных маленьких комнатах на скрещенье множества таинственных коридоров и лестниц дома-лабиринта (режиссеры Дмитрий Бертман и Валерий Спирин). Помножим все на мастерство художников-постановщиков (Игорь Нежный, Ростислав Протасов, Татьяна Тулубьева), эффекты света (Денис Енюков) и, конечно, искусность оператора-постановщика ленты (Кирилл Сперанский), «врезающих» сверхкрупные планы в мистические перспективы — и получим два часа пятьдесят минут настоящего экранного чуда. Где, по-моему, даже несведущему в оперном искусстве зрителю не найдется и минуты, чтобы заскучать.

На мистике создатели ленты не экономили

В этом блокбастере, по духу сближающемся со знаменитыми фильмами о парижских или петербургских тайнах, растворяется даже то, что в исходном спектакле, помнится, казалось нарочитым и искусственно-эпатажным: назойливость мертвецки-хмельного состояния Германа (ну сколько можно валяться на том самом суконном столе), странное «антиретро» с граммофоном в комнате Лизы и Полины (по отношению к XVIII веку сюжета это скорее фантастическое будущее),хищный азарт Елецкого (у Чайковского это благородная и страдающая фигура), а особенно — совсем не свежая, отработанная во множестве продукций идея соперничества между Лизой и Графиней, которой вдруг взбрело в голову, что молодой человек домогается именно ее.

Главное же, что помогает забыть обо всех (или почти всех) этих странностях и вычурностях — прекрасная работа музыкального коллектива: великолепное пение одного из лучших наших теноров Ивана Гынгазова, чей единственный «недостаток» — неотразимо-победительная внешность (но куда ее спрячешь даже в роли безумца Германа), экспрессивный вокал Елены Михайленко и Ларисы Костюк (Лиза и Графиня), харизматичность Алексея Исаева, Петра Соколова, Ирины Рейнард (Томский, Елецкий, Полина) и прочих исполнителей. Притом все это погружено в трепещущую, то леденящую, то обжигающую атмосферу оркестра под управлением изумительного дирижера Валерия Кирьянова. И виртуозно записано в технике долби-звука, буквально делающего тебя участником действия.

Хотел было пожурить постановщиков за еще один отдающий нарочитостью прием — периодические «вылеты» камеры за пределы дворца на современную Большую Никитскую с видами на потоки людей и машин, на звезды Кремля вдали, на храм Большого Вознесения у Никитских ворот... Стоп, но ведь это тоже Пушкин, место его венчания с Натальей Николаевной. А в двух шагах на той же улице — квартира Чайковского в пору профессорства в консерватории. Точки сплетения истории и дня сегодняшнего. Как и сам особняк «Геликон-оперы», которой не было бы в том виде, в каком мы ее знаем, без этой Большой Никитской, без Москвы, без России. А они были бы неполны без дерзкого театра, делающего нашу музыкальную, а теперь и кинематографическую жизнь ярче.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?