Главная Культура 00:04 10 Ноября 2023 7121
«Геликон-опера» превратила шедевр Чайковского в блокбастер о столичных тайнах

«Пиковая дама» Петра Ильича впервые обрела свое полное киновоплощение

Сергей Бирюков
Герман (Иван Гынгазов) фанатично стремится разгадать тайну трех карт. Изображения предоставлены «Геликон-оперой»

Удивительно, но выходящий 12 ноября в прокат фильм «Пиковая дама», снятый коллективом московской «Геликон-оперы» в содружестве с телеканалом «Россия-Культура» и киноконцертом «Мосфильм» — первая за много десятилетий художественная лента, воспроизводящая главный шедевр русской классической оперы. Предыдущая выпущена на «Ленфильме» в далеком 1960 году. Она бесценна тем, что запечатлела искусство великих артистов — Зураба Анджапаридзе (в кадре — Олег Стриженов), Тамары Милашкиной, Евгения Светланова... Но произведение Чайковского сокращено там на целый час. С тех пор — не припомню, чтобы хоть в одном из театров (а «Пиковая» идет на всех главных оперных сценах страны и много где за рубежом) родилась подобная инициатива. Хотя, кажется, ничего кинематографичнее этой партитуры в мире оперы не создано.

Послушайте одно только вступление, где в четыре минуты впрессованы все главные состояния произведения, от ироничного рассказа Томского до игорной лихорадки Германа и любовного безумия Лизы. Кажется, все знаменитые киноувертюры последующих ста с лишним лет скалькированы с этой.

Или ощутите сверлящую тревогу от неотступной «морзянки» альтов, на которую «нанизаны» рыдающие фразы скрипок в начале четвертой картины (Герман приближается к спальне Графини) — любой Хичкок позавидует.

Но понадобилась фантастическая креативность и энергия основателя и бессменного художественного руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана, чтобы идея нашла свое новое и, прямо скажу, впечатляющее воплощение.

Конечно, у Дмитрия Александровича для того сыскалось много козырей (карточная терминология тут очень к месту). Во-первых, собранная им за три десятилетия вокальная труппа — единый ансамбль увлеченных артистов, в числе которых немало мировых звезд. Во-вторых — роскошный дирижерско-оркестровый цех: достаточно назвать Владимира Федосеева — кстати, главный приглашенный маэстро «Геликона» участвовал и в восстановлении максимально аутентичного облика «Пиковой дамы».

Но нашлось еще одно преимущество, можно даже сказать, герой, который стал в ряд главных в нынешней продукции. Это сам особняк князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых, где «Геликону» посчастливилось поселиться в конце восьмидесятых и с тех пор так сродниться с этими стенами, так напитаться их исторической аурой, а взамен наполнить их новым творческим духом, что это место стало одним из мощнейших артистических пространств Москвы и всей России.

Волшебство еще и в том, что в десятках явных и тайных уголков этого дворца за 300 лет его истории вполне могли происходить события рода описанных в повести Пушкина и ее оперном пересоздании Чайковского.

Получилось, что спектакль «Пиковая дама», уже довольно давно поставленный в «Геликоне», словно выплеснулся за пределы зала «Стравинский» и растекся лавой по всему особняку. Так что суконный карточно-похоронный стол попадает в колонный зал Шаховской, парадные проходы гостей совершаются в нарядном фойе, а интимные столкновения героев, электризующие интригу, происходят в загадочных маленьких комнатах на скрещенье множества таинственных коридоров и лестниц дома-лабиринта (режиссеры Дмитрий Бертман и Валерий Спирин). Помножим все на мастерство художников-постановщиков (Игорь Нежный, Ростислав Протасов, Татьяна Тулубьева), эффекты света (Денис Енюков) и, конечно, искусность оператора-постановщика ленты (Кирилл Сперанский), «врезающих» сверхкрупные планы в мистические перспективы — и получим два часа пятьдесят минут настоящего экранного чуда. Где, по-моему, даже несведущему в оперном искусстве зрителю не найдется и минуты, чтобы заскучать.

На мистике создатели ленты не экономили

В этом блокбастере, по духу сближающемся со знаменитыми фильмами о парижских или петербургских тайнах, растворяется даже то, что в исходном спектакле, помнится, казалось нарочитым и искусственно-эпатажным: назойливость мертвецки-хмельного состояния Германа (ну сколько можно валяться на том самом суконном столе), странное «антиретро» с граммофоном в комнате Лизы и Полины (по отношению к XVIII веку сюжета это скорее фантастическое будущее),хищный азарт Елецкого (у Чайковского это благородная и страдающая фигура), а особенно — совсем не свежая, отработанная во множестве продукций идея соперничества между Лизой и Графиней, которой вдруг взбрело в голову, что молодой человек домогается именно ее.

Главное же, что помогает забыть обо всех (или почти всех) этих странностях и вычурностях — прекрасная работа музыкального коллектива: великолепное пение одного из лучших наших теноров Ивана Гынгазова, чей единственный «недостаток» — неотразимо-победительная внешность (но куда ее спрячешь даже в роли безумца Германа), экспрессивный вокал Елены Михайленко и Ларисы Костюк (Лиза и Графиня), харизматичность Алексея Исаева, Петра Соколова, Ирины Рейнард (Томский, Елецкий, Полина) и прочих исполнителей. Притом все это погружено в трепещущую, то леденящую, то обжигающую атмосферу оркестра под управлением изумительного дирижера Валерия Кирьянова. И виртуозно записано в технике долби-звука, буквально делающего тебя участником действия.

Хотел было пожурить постановщиков за еще один отдающий нарочитостью прием — периодические «вылеты» камеры за пределы дворца на современную Большую Никитскую с видами на потоки людей и машин, на звезды Кремля вдали, на храм Большого Вознесения у Никитских ворот... Стоп, но ведь это тоже Пушкин, место его венчания с Натальей Николаевной. А в двух шагах на той же улице — квартира Чайковского в пору профессорства в консерватории. Точки сплетения истории и дня сегодняшнего. Как и сам особняк «Геликон-оперы», которой не было бы в том виде, в каком мы ее знаем, без этой Большой Никитской, без Москвы, без России. А они были бы неполны без дерзкого театра, делающего нашу музыкальную, а теперь и кинематографическую жизнь ярче.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5374
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4433
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...