Главная Культура 00:05 09 Сентября 2022 24457
Граненый символ эпохи

Почему этот стакан назвали «губастым» и за что его уважали любители «сообразить на троих»

Марина Крючкова, архивариус
«Утренний натюрморт», Кузьма Петров-Водкин, 1918 г. Фото из открытых источников.

Николай II, объявивший в 1913 году, что 11 сентября отныне станет Днем трезвости, не подозревал, что судьба и здесь приготовила ему сюрпризец. Ровно через три десятилетия, день в день, на заводе в городе Гусь-Хрустальный выпустили граненый стакан, который стал одним из символов советской эпохи. И безоговорочно присвоил себе эту дату, превратив праздник трезвости в День граненого стакана. Как и любой символ, этот тоже овеян множеством легенд и народных баек. Начнем с главной — что граненый стакан придумала скульптор Вера Мухина.

«Стаканчики граненые / Упали со стола, / Упали и разбилися — / Разбилась жизнь моя». Этот романс в исполнении знаменитого Петра Лещенко был очень популярен в 1920-е годы, то есть задолго до официального дня рождения граненого стакана. Гранчак (еще одно название такого стакана) не раз появлялся и на картинах Кузьмы Петрова-Водкина, написанных примерно тогда же. Вот одна из них — «Утренний натюрморт» (1918). Позже художник пояснил, почему именно граненый стакан стал «героем» его натюрмортов: «Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно — за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян — тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом и скудным пайком».

Стакан на картине не очень похож на те, к которым мы привыкли: он сужается кверху, нет и гладкого ободка по верхнему краю. Такие гранчаки с 1914 года выпускали в поселке Гусь-Хрустальный на одном из стекольных заводов, где установили печь-автомат для их прессовки. До этого стаканы выдували и гранили вручную. Посмотрите, как отличаются они от фабричных: на фото внизу слева — самые первые, появившиеся еще при Петре I.

Петровские гранчаки вмещали 300 мл. Важное уточнение, ведь в тогдашних военных «рескриптах о довольствии» количество «хлебного вина», положенное служивым в день, указывалось в чарках, а чарка равнялась половине граненого стакана. Павел I, например, велел ограничивать паек одной чаркой, а Екатерина II разрешала по воскресеньям и в праздники эту норму удваивать. Понятно, речь идет о военном времени, в мирное в царской армии водку выдавали только по праздникам и лишь до 1908 года, когда после поражения в Русско-японской войне эта практика прекратилась вовсе...

Фото из открытых источников

Но вернемся к граненому стакану. На снимке в центре — необычная версия, которую предложил в конце XIX века Николай Славянов. Демонстрируя возможности изобретенного им аппарата для дуговой электросварки, уральский инженер изготовил стакан из: черных и цветных металлов и сплавов (надписи на горизонтальных «поясках»: колокольная бронза, томпак, никель, сталь, чугун, медь, нейзильбер и классическая бронза). На Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году «славяновский» стакан получил медаль «За произведенную техническую революцию».

С появлением прессовки дешевые граненые стаканы стали основной посудой в трактирах, кабаках и прочих питейных заведениях: там собиралась непритязательная публика, нередко устраивавшая дебоши с битьем посуды, а гранчаки были попрочней. После революции, когда стеклозаводу в Гусь-Хрустальном присвоили имя Бухарина, граненые стаканы стали называть «бухариками»: на донышке у них стояло клеймо «БУХ». Но в 1937-м «любимца партии» разжаловали во врага народа и через год расстреляли, а фамилию вымарали из партийных и прочих документов. Стаканы-«бухарики» оказались куда более живучи, их выпускали чуть ли не до 1950-х. А словечки «бухать» и «бухло» нередко услышишь и в наши дни...

Вот он, тот самый «бухарик», на снимке справа. А рядом с ним, с ободком, — граненый стакан, родившийся 11 сентября 1943 года. И создали его не просто так, а по заданию правительства! Дело в том, что в довоенные годы у нас появились немецкие посудомоечные машины Miele для столовых, ресторанов и прочего общепита: в ответ на поставки из СССР сырья и продовольствия Германия отправляла нам военную технику и всевозможное оборудование. И тогда выяснилось, что советская посуда не годится для мытья в немецких посудомойках. Особенно часто бились стаканы.

Ситуация повторилась и в первые годы войны, когда в СССР из Великобритании, через фонд Клементины Черчилль, стали поступать медикаменты и оборудование для госпиталей «под ключ». Была там и кухонная техника, включая посудомойки. И снова наша посуда оказалась не на высоте. Вот тогда-то в 1943 году дизайнеры Ленинградского завода художественного стекла получили срочное задание: разработать эскизы посуды для предприятий общепита. Дизайн-группа, которой руководила Вера Мухина, взялась за создание прочного, красивого и удобного для многократного мытья в посудомойках стакана. На выходе получился: все тот же гранчак, но новой формы и улучшенных качеств. Так что доля правды в том, что Вера Игнатьевна причастна к созданию советского граненого стакана, все же есть.

В народе новый стакан прозвали «губастый»: в отличие от ребристого края «бухарика» гладкий ободок «мухинского» стакана плотно прилегал к губам и пить было удобней. На госприемку новинки приехала целая комиссия. Партию новых стаканов смешали с посудой прежнего образца и запустили в посудомоечную машину, выбрав самый жесткий режим. Уцелели лишь «губастые».

Почему? Ну, во-первых, благодаря тому самому верхнему ободку — специалисты называют его усилительным кольцом. Изменилась и технология: теперь стекло варили при более высокой температуре, а потом дважды обжигали. К тому же классический «мухинский» стакан — 16-гранный: по расчетам скульптора, это оптимальное число ребер для наибольшей прочности. Тут же родилась легенда, что количество граней выбрано по числу республик, входивших тогда в СССР, но это, конечно, миф.

Позже стали делать гранчаки, у которых 10, 12, 14, 18 и даже 20 граней — тоже достаточно прочные. И новый стакан быстро завоевал популярность по всей стране. «Из него пили все — от газировки за одну копейку и самой дешевой водки до дорогих французских вин и коньяков, — писал Андрей Хорошевский в книге „100 знаменитых символов советской эпохи“. — Из него пили все — от прос-того рабочего до генерального секретаря. Менялись времена, менялись правители, мы засыпали в одной стране, а просыпались в другой, но граненый стакан по-прежнему оставался неизменным в своем совершенстве».

Самыми популярными считались стаканы в 200 и 250 мл. При этом больше всего почитателей имел 200-граммовый гранчак с ободком. И на то имелись веские причины...

В декабре 1958 года случилась жуть: в СССР запретили отпускать водку в розлив! До этого не только во многих точках общепита, но даже в уличных буфетах можно было взять «100 грамм с прицепом»: 100 граммов водки, кружку пива и бутерброд. А во время выборов и праздничных демонстраций стопку водки и бутерброд с горбушей отдавали практически даром: меньше чем за 50 копеек (и это до денежной реформы)!

Теперь под предлогом борьбы с пьянством все это прекратили. И те, кто привык по дороге с работы пропускать рюмку-другую, стали приспосабливаться к новым суровым реалиям. Тогда и появилась традиция «соображать на троих», продержавшаяся вплоть до горбачевского «полусухого закона». Желавшие найти компанию для импровизированного блиц-фуршета разработали целую систему жестов и знаков, понятную посвященным. Например, можно было поднести согнутый палец к горлу и приглашающе взглянуть на избранника. Или сделать так, как Шурик в картине «Кавказская пленница» (на фото — кадр из фильма). Причем подобным образом приглашали к распитию как на троих (три пальца), так и на двоих. До деноминации компаньоны скидывались «по семь рваных»: самая дешевая водка «красная головка» (запечатанная красным сургучом) стоила тогда 21 рубль 20 копеек. После 1961 года ей на смену пришла «Московская» по 2 рубля 87 копеек. Соответственно, вносили по рублю, при этом оставалось еще и на плавленый сырок для заедки.

Фото из открытых источников

А дальше наступал звездный час граненого 200-граммового стакана! Который наполняли точно под ободок: ровно 167 граммов, треть поллитровки. Впрочем, «профессионалы» отлично управлялись и с 250-граммовыми гранчаками из автоматов для газировки: порцию отмеряли по булькам, а виртуозы — просто на глаз.

В общем, как философски заметил писатель Виктор Ерофеев, «в нашей жизни этот предмет играл серьезную роль. Он всегда был под рукой, к нему мы обращались и в дни рождений, и на поминальных трапезах, он уравновешивал жизнь и смерть. И, занимаясь археологией русской жизни и очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к нему, к граненому стакану».

Так и есть...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?