- Татьяна Николаевна, давайте вспомним, как формировалась программа для группового выступления наших девушек на Играх-2004?
- Это сложный и в чем-то драматичный процесс. Выбор музыки в стиле бразильской самбы обусловлен многими обстоятельствами. Дело в том, что моя дочь Катя вышла замуж за бразильца и уехала в Южную Америку. Обжилась там и пригласила меня в январе этого года в Бразилию. Тогда и возник замысел создать композицию "Карнавал в Бразилии", с условием, что мелодию исполнят лучшие музыканты Рио-де-Жанейро. Девушкам музыка понравилась. Вся команда работала с вдохновением. Мы целый месяц провели на сборах в Бразилии. Впервые показали программу на чемпионате страны в Москве и получили восторженные отзывы...
- А кто сразу вошел в эту команду?
- Основное "ядро" составили два выдающихся дуэта - Ольга Брусникина и Мария Киселева и две Анастасии - Давыдова и Ермакова. Их мастерство, самоотдача вызывают чувство восхищения. В синхронном плавании постоянно идет жесточайший отбор, и остаются "на плаву" только самые трудолюбивые. И вот представьте себе уникальность ситуации - после двухлетнего перерыва в команду вернулись олимпийские чемпионки Сиднея-2000 Елена Азарова, Наталья Новокшенова. Они упорно доказывали свое право выступать в Афинах. И лично у меня не осталось никаких сомнений в том, что они не подведут. Девушки выдержали график: по восемь часов в день тренировались в бассейне.
В Афинах шел спор двух школ - японской и российской. Стиль японской сборной - типичное направление "танца самураев" с множеством сложных "винтов", выбросов из воды. Мы избрали свой путь и сделали акцент на хореографию, отточенность линий. В результате красота движений в сочетании со сложностью решили исход борьбы в нашу пользу.
- У лидеров команды, как показали Игры, проявился просто-таки железный характер. Откуда такое упорство?
- Судьба заставила бороться за каждый маленький шаг вперед. Когда Маша Киселева с Олей Брусникиной начинали путь в большом спорте, сильнейшей примой по праву считалась чемпионка мира Ольга Седакова. Поэтому она нередко заменяла Киселеву в дуэте. Конечно, очень обидно вечно оказываться в запасе, третьей. Но Маша не сдавалась и в 1998 году твердо отстояла свое право выступать в дуэте. Седакова убедилась в том, что новый дуэт полностью сложился и сказала: "Я уважаю труд Маши. Она должна ехать в Сидней".
- Татьяна Николаевна, как складывалась судьба ваших учениц в последние годы после Игр в Сиднее?
- Тогда многие чемпионки начали свою жизнь словно заново, кто-то оставил спорт, кто-то перешел в дайвинг - подводное плавание с глубоким погружением, кто-то увлекся телевизионным искусством.
- Много споров возникло вокруг выступления чемпионок мира в дуэте Анастасии Давыдовой и Анастасии Ермаковой. Путевку в Афины они завоевали в сложной дуэли с Брусникиной и Киселевой. Как отразилась та борьба на общей атмосфере в команде?
- На мой взгляд, конкуренция всегда на пользу. Тем более в нашем виде. Давыдова и Ермакова достигли вершины благодаря феноменальному трудолюбию: они готовили сразу четыре композиции - и в дуэте, и в группе. Совместить такое далеко не каждому дано. Я отдаю должное мастерству и терпению их тренера Татьяны Данченко. Она сама считалась первоклассной "синхронисткой", передала ученикам свои знания, опыт и любовь к спорту.
- Возвращаясь к последней Олимпиаде... В Афинах произошло ЧП - на выступлении нашей команды музыка прервалась уже на первой минуте.
- Это было ужасно. Такой сюрприз мог бы стать шоком для всей команды. Впрочем, психологически мы были готовы ко всему. Уверена, девушки продолжили бы выступление и без музыки, но судьи попросили их подняться на бортик. Конечно, в душе оставалась тревога, но мы объективно были сильнейшими.
- А как материально обеспечивалась подготовка команды?
- В последние годы нам оказывали полную финансовую поддержку. Мы проводили любые сборы. Блестяще работали медики, особенно наш постоянный врач Ирина Родионова. Единственная наша просьба - предоставить для сборной новый бассейн. Конечно, неплохо получить и свой центр. Но, сознаю, что это пока далекая перспектива.