С начала года в России резко участились акции протеста - бастуют работники проблемных отраслей. Зачастую незаконно. В большинстве случаев эти протесты возымели действие. Осенью страну ждет новая волна забастовок.
Главные герои российских протестов в этом году - работники авиационной, горно-металлургической и машиностроительной отраслей. С начала года было минимум три крупных протеста в каждой из этих сфер.
Дело в том, что эти сектора экономики сильнее всего пострадали от кризиса. Падение производства и продаж на предприятиях этих сфер составило 30-50%. В некоторых отраслях, например в авиации, проблемы начались еще до кризиса - резко выросли цены на топливо. Профсоюз летного состава России еще в июне прошлого года угрожал на один день остановить все воздушное сообщение страны. Кризис довел эту ситуацию до крайности - минимум четыре авиакомпании обанкротились, а их сотрудники начали бороться за свои права.
В большинстве случаев протесты помогают. "После голодовки всем протестующим погасили долги по зарплате", - рассказывает бортпроводница "Крас-Эйр" Ольга Лебедева. Она, как и 17 ее коллег, голодала в течение 19 дней, протестуя против задержки зарплаты на 8 месяцев. Правда, заплатили не всем. Некоторые сотрудники "КрасЭйр" до сих пор ждут от работодателя выплат. С самыми "буйными" компании предпочитают договариваться и не доводить дело до суда.
В целом россияне не склонны протестовать. Всего 21% людей по стране готовы протестовать, по данным фонда "Общественное мнение". "В основном (до 28%) эти настроения царят среди безработных, чаше всего это "синие воротнички", - констатирует Лариса Паутова, директор проекта "Новое поколение" ФОМ.
Протестуют, как получится
Работники редко отстаивают свои права без нарушения закона. "К сожалению, настоящих, юридически грамотных борцов за трудовые права можно встретить очень редко", - рассказывает Оксана Костина, территориальный менеджер отделений по массовому подбору персонала кадрового агентства Kelly Services. Как правило, это стихийные неформальные лидеры, которые стремятся добиться самореализации и уважения в коллективе "борьбой за справедливость". Такие люди обычно не удовлетворены своим положением, и их не устраивает абсолютно все: им даже кажется, что в столовой им порцию недокладывают, и они не прочь поскандалить по любому поводу.
Практически все их заявления, по словам Оксаны Костиной, носят деструктивный характер. К примеру, в одной компании, производящей товары народного потребления, мужчина организовал рабочих на несанкционированную забастовку. Результат был плачевный: протестующие потеряли работу, потому что они оставили свои рабочие места без уважительной причины, что было классифицировано как прогул.
В стране не сложилась культура забастовок, считает Евгений Гонтмахер, руководитель центра социальной политики Института экономики РАН. "Этим должны заниматься профсоюзы, а они часто просто прислуживают работодателю", - объясняет он. Ни один российский профсоюз не способен, в отличие от западного, устроить протестную акцию в масштабах целого города. Например, в Лондоне 9 июня работники метро остановили работу на сутки. Никто из протестующих не был наказан, потому что протест был проведен по законодательству. В России же выступления проходят стихийно и в связи с этим часто нелегально. Так это было, например, в Пикалево, когда была перекрыта федеральная трасса. И это при том, что Трудовой кодекс в России лоялен скорее к работнику, чем к работодателю. "Кризис ничего не изменил в культуре протестного движения в России", - резюмирует Евгений Гонтмахер.
Что будет дальше
Осенью будет третья волна сокращений, и в протестном движении появятся новые герои. "В первую очередь стоит ожидать акций от моногородов, особенно от предприятий легкой и угледобывающей промышленности", - считает ведущий специалист фонда "Общественное мнение" Иван Климов. До недавнего времени работники легкой промышленности воздерживались от серьезных выступлений.
Первой ласточкой этих бунтов может стать "АвтоВАЗ", чьи работники 6 августа будут проводить митинг против остановки конвейера на август и переход на новую систему оплаты труда. Руководство компании допускает возможность сокращения 27 000 человек. Среди сотрудников завода упорно циркулируют слухи, что завод осенью вообще не запустится. В таком случае безработица в 700-тысячном Тольятти, где "АвтоВАЗ" - градообразующее предприятие, достигнет 30%, и в стране вполне вероятно повторение ситуации с Пикалево.