Главная Культура 00:20 05 Марта 2021 9963
Наследники княгини Шаховской

Почему в «Геликон-опере» почетных гостей усаживают на крыльцо

Марина Крючкова, архивариус
Театралы уже поняли: речь о «Геликон-опере» - точнее, о ее зале «Стравинский»

В этом зале почетных гостей усаживают... на крыльцо! Вместо стен — фасады домов, а над головой — звездное небо. Московские (и не только!) театралы уже поняли: речь о «Геликон-опере» — точнее, о ее зале «Стравинский». Тех, кто здесь впервые, угадать несложно: ошеломленное «Ах!» — и снимки, вопросы, восторги... Сейчас, когда эмоции от недавнего незабываемого вечера (а для сотрудников и авторов «Труда» это был еще и праздник 100-летия газеты!) улеглись, самое время подробнее рассказать об этом удивительном месте. И начнем, пожалуй, с истории о современных чудесах, спрятанных в старинном особняке на Большой Никитской.

Вот он, зал «Стравинский» в ожидании первых зрителей. Уже включены огромные, причудливой формы лампы. Но это не просто светильники, а еще и часть акустической системы, смонтированной под потолком: 13 похожих на большие раструбы «геликонов» (так назывался старинный духовой инструмент XIX века — большущая труба). Меняя высоту их расположения и форму «шляпок», можно настроить акустику зала под определенный звук: у фортепианного концерта она одна, у оперы другая. На акустику работают и облицованные натуральным дубом стены, и полы, выполненные по технологии старинных театров XIX века, когда между лагами и полом оставлено расстояние для резонанса низких частот (вибрация, которую иногда ощущаешь при басовых ариях, когда — мурашки по коже).

Еще одно технологическое чудо — сцена. Она не только способна подниматься и опускаться фрагментами, но и имеет дублера, с которым может меняться местами. Ниже, над оркестровой ямой (обитой для акустики сосновыми панелями) — электронное табло. Не обошлись без «фокусов» и при устройстве кресел. Они и удобнее обычных театральных (сиденья удлиненной формы), и к тому же сделаны из специального акустического материала: постарались мастера в Испании, на фабрике, где изготавливали мебель для Королевского оперного театра в Мадриде.

Много диковинок, скрытых от постороннего взгляда, и в технической начинке зала. Но есть одна у всех на виду: то самое «звездное небо». Это не просто рассыпанные по потолку кристаллики Сваровски (их тут несколько тысяч). Над головой зрителей — созвездие, которое было над Москвой 10 апреля 2015 года, в день рождения «Геликон-оперы». Тогда у театра был двойной праздник: 25-летие и окончание многолетней реконструкции, когда восстановили историческую часть особняка. И в нем появился зал «Стравинский».

Теперь про Красное крыльцо, вокруг которого организовано все пространство зала.

На снимке слева (фото сделано незадолго до реставрации, в 2006-м) — внутренний двор особняка, каким он дошел до нас после предыдущей реконструкции. Ее в конце XIX века затеяла княгиня Евгения Федоровна Шаховская: они с мужем получили усадьбу (вместе с фамилией Глебовы-Стрешневы, которую присоединили к своей) в наследство от дяди княгини. Тот был видным сановником, в доме принимали самых знатных гостей, включая императриц. Но при пожаре 1812 года особняк сильно пострадал, уцелел лишь передний фасад — на Никитскую улицу. Приглашенный новой владелицей архитектор Константин Терский сохранил его, надстроил дом третьим этажом, а на втором соорудил 20-колонный парадный зал для концертов и собраний (супруги Шаховские были известными благотворителями). В нынешней «Геликон-опере» Белоколонный зал носит имя княгини Шаховской, это малая сцена театра (250 мест).

Тогда же к дому пристроили крыльцо в стиле XVII века, со столбами-кубышками и шатром, причем установили его не со стороны Никитской, а во дворе усадьбы. Чтобы кареты, которые подъезжали к дому, не создавали пробок(!) на улице, а парковались на задворках, где для них построили сарай. Именно на месте этого каретного сарая и находится нынешняя сцена зала «Стравинский». А сам зал занял территорию внутреннего двора — правда, на 30 метров ниже поверхности земли. Решение вынужденное: вширь не раздвинешься, а театру нужен большой зал. В итоге когда-то полуразрушенное крыльцо, превратившееся в «фишку» зала «Стравинский» (теперь это ВИП-ложа), стоит как бы на пьедестале (на фото), на уровне земли, а зрительный зал на 500 мест и сцена с оркестровой ямой уходят вниз, на глубину в два этажа (а под сценой еще этаж, технический)...

Кстати, Константин Терский по заказу княгини Шаховской построил тогда на Никитской, рядом с особняком, еще одно здание — специально для театральных постановок (указом от 24 марта 1884 года в столицах разрешили коммерческие театры, до этого были только императорские). Его сразу же сдали Георгу Парадизу (театр «Парадиз»), потом здесь давали спектакли и другие знаменитые частные театры. А после революции весь комплекс, театр плюс особняк, разделили на три части. Одна, где был «Парадиз», стала Театром Революции под руководством Мейерхольда (ныне Театр Маяковского). В служебных комнатах усадьбы устроили коммуналки, существовавшие до 1980-х.

А центральную часть по очереди занимали разные клубы. Самый известный из них, Дом медработника, в 1970-1980-х возглавлял яркий и талантливый Александр Бертман — отец нынешнего руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана. Здесь и родился в 1990-м «Геликон».

Спектакли шли в Белоколонном зале, а еще в совсем камерном, на 60 мест, зальчике, который сегодня носит имя Бориса Покровского. Места катастрофически не хватало. Поэтому понятно, как здесь ждали завершения реконструкции: практически второе рождение...

А еще возвращение тех, чья судьба связана с домом на Большой Никитской: их незримое присутствие ощущается в тщательно подобранных деталях интерьера, портретах, афишах, снимках, рассказах гида (перед постановками в театре проходят исторические экскурсии). Тот же зал «Покровский», оказывается, при самых первых хозяевах усадьбы, Дашковых, был парадной столовой, где Екатерина Дашкова встречала свою подругу, будущую императрицу Екатерину II. Фойе на втором этаже театра названо в честь антрепренера и мецената С.И. Зимина, который в начале XX века арендовал весь театральный комплекс на Никитской для своей частной оперы — крупнейшей в России.

Есть тут и атриум Федора Шаляпина — великий певец семь раз выступал в Белоколонном зале. Увековечена память и первого дирижера «Геликон-оперы» (зал «Тихонов»), и несравненной Елены Образцовой: в ее зале есть даже рояль, изготовленный фирмой Yamaha специально для Елены Васильевны. Изюминка в том, что звучит инструмент как: Steinway! Такой нетрадиционный ход придумала компания, когда узнала, какие рояли предпочитает великая певица...

Ну и, конечно, княгиня Евгения Федоровна Шаховская, которую здесь считают своей родственницей! В свое время княгиню в обществе недолюбливали. Кто-то считал ее заносчивой: дескать, под стать своей прабабке Елизавете Петровне (та, гордясь родством с домом Романовых — одна из Стрешневых была женой царя Михаила Федоровича, — запрещала оформлять паспорта на внуков, ведь Стрешневых и без паспортов все знают)! Другие завидовали вилле в Тоскане, яхте на Средиземном море и собственному железнодорожному вагону для поездок на юг. Но даже недруги не могли не отдать должное деловой хватке и сметливости княгини. Она сдавала свои земли под фабрики, строила под аренду дачи. Неплохой доход приносил и театр «Парадиз». Деньги в основном шли на благотворительность: Шаховские строили больницы, храмы, опекали школы и сиротские приюты, содержали лазареты и дома для престарелых воинов.

А в 1884 году, прочтя в английском журнале об организации отдыха детей с ослабленным здоровьем, Евгения Федоровна устроила рядом со своим имением в Покровском-Стрешнево (это в районе нынешних улиц Академика Курчатова и Пехотной) первый в России загородный детский приют — прообраз будущих пионерлагерей. Туда направляли гимназисток с ослабленным здоровьем. Для нужд приюта специально содержали ферму. Дети жили за городом с середины мая до середины августа, причем в конце обязательно устраивали большой прощальный костер с песнями и стихами. После революции на месте приюта Шаховской со временем появился детский оздоровительный городок. В 1923 году ему почему-то присвоили имя М. И. Калинина...

Но есть на карте и местечко, названное в честь княгини: станция Шаховская в Подмосковье. Во время строительства Московско-Виндавской железной дороги (нынешняя Москва — Рига) Евгения Федоровна бесплатно отдала свои земли для устройства станции и поселка, которым в 1901 году присвоили ее имя. А в августе 2017-го в поселке открыли памятник Е.Ф. Шаховской — решили, что княгиня-благотворительница не меньше революционеров и воинов заслуживает нашей благодарной памяти...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5224
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4291
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

В ходе огненного действа сожгут сооружение из 24 башен, центральная из которых имеет высоту 26 метров

Дмитрий Кузнецов
Труд
Сжигать арт-объекты начали в Никола-Ленивце с 2001 года. Фото автора

Масленица в арт-парке деревни Никола-Ленивец Калужской области известна масштабными представлениями — красочными сожжениями многометровых деревянных объектов. В этом году огненное действо состоится 1 марта, в ходе...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...