VIII (внеочередной) съезд ФНПР принял новый Устав федерации. Что принесут профсоюзам и наемным работникам структурные изменения? Какие ответы готовят защитники интересов трудящихся на вызовы времени? «Труд» публикует избранные места из доклада председателя ФНПР Михаила Шмакова.
О деградации трудового потенциала России
Основной ограничитель экономического роста в настоящее время — это негативные тенденции в развитии человеческого капитала, нарастание дефицита квалифицированных кадров. Главная причина деградации трудового потенциала страны — неадекватные оценки труда. Участие в установлении и регулировании оплаты труда — это важнейшая задача профсоюзов.
Стратегия экономического развития страны с опорой на экспорт, на внешний спрос себя изжила. Опубликованный в сентябре 2013 года очередной доклад о торговле и развитии, подготовленный Секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию, однозначно фиксирует: «Для реализации потенциала внутреннего спроса нужно принимать меры к увеличению покупательной способности населения, для чего требуется пересмотр взглядов на роль заработной платы в стратегиях развития». Авторы доклада напоминают, что в ориентированных на экспорт стратегиях заработная плата рассматривается лишь как компонент издержек производства. Напротив, в стратегиях, делающих ставку на внутренний спрос, заработная плата должна рассматриваться прежде всего как фактор роста экономики, как основной источник доходов населения. Именно от доходов работающего населения зависят его расходы, являющиеся важнейшим компонентом внутреннего спроса, одной из базовых составляющих инвестиций в экономику.
Между тем, по итогам последнего обследования Росстата, существенно позитивных сдвигов в системе оплаты труда не произошло. По-прежнему половину совокупного фонда оплаты труда забирают 20% работников, оплачиваемых высоко и очень высоко. В основном это топ-менеджмент и финансовый сектор.
В экономическом смысле нежизнеспособна модель полной семьи даже с одним ребенком, не то что с двумя или тремя. Половина работников получают заработную плату ниже минимального потребительского бюджета. Напомню, что это нижняя планка простого воспроизводства низкоквалифицированной рабочей силы. При этом в 31 субъекте Российской Федерации на текущий момент региональный минимум заработной платы вообще не установлен. В 20 субъектах Российской Федерации региональный минимум заработной платы ниже регионального прожиточного минимума. Все это дает основание нашим контрагентам на федеральном уровне говорить о том, что нельзя устанавливать МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума, якобы регионы не потянут.
Безработица: факторы роста
Данные Росстата показывают, что сформировалась восходящая тенденция в динамике числа безработных, которые подсчитываются по методологии МОТ, учитывающей не только тех, кто зарегистрирован на бирже труда, но и временно не занятых. С прошлого года на региональный уровень переданы полномочия по реализации активной политики в области содействия занятости населения. В связи с этим коллегиальными органами ФНПР своевременно были приняты рекомендации по действиям членских организаций ФНПР.
К сожалению, не все территориальные объединения организаций профсоюзов должным образом задействованы в формировании квот в субъекте Российской Федерации на привлечение иностранной рабочей силы. В результате бизнес заходится в падучей, я бы это так назвал, когда кричит о том, что надо вообще квотирование отменить и легализовать все 13 млн незаконных трудовых мигрантов, которые работают в России.
А между тем трудовой мигрант, получая зарплату, никаких отчислений в социальные фонды не платит, это во-первых. Во-вторых, по сегодняшнему законодательству он дешевле для любого работодателя, чем гражданин России. И, наконец, в-третьих, 90% заработанных иностранным работником средств вывозятся из России. Поэтому, когда нам говорят о том, что олигархат вывозит деньги из страны, что утекают капиталы, то это полуправда. Потому что вторая часть правды заключается в том, что в результате у нас растет безработица.
На игле потребительских кредитов
Сегодня для человека труда разрушительным являются циничные предложения финансовой системы посадить его на иглу потребительских кредитов. Потребительские кредиты — как финансовые наркотики: вначале приносят сиюминутное облегчение, но в перспективе разрушают благосостояние работников. Такой подход ведет к чрезмерному увеличению задолженности домашних хозяйств и, в конечном счете, к их неплатежеспособности, то есть к банкротству. И вы помните, что совсем недавно была слабая дискуссия на эту тему, тем не менее она шла перед тем, как принять закон о банкротстве физических лиц. И такой закон принят. Но банкротство физических лиц — это тоже сиюминутное облегчение, но потом — кабала на всю оставшуюся жизнь. Поэтому ориентировка, которая приводится, в том числе и в программах развития экономики на 2014 год, и на 2015-й, и на 2016-й в качестве ориентировок, где как один из факторов повышения доходов населения указываются потребительские кредиты, на самом деле это людоедская экономика.
По информации Центробанка, 45% экономически активных россиян взяли кредиты. В совокупности все вместе должны около 9 трлн рублей. Общий размер долга в расчете на одного должника — почти полмиллиона рублей, что вдвое больше среднедушевого годового дохода. В ряде регионов, например в Челябинской, Кемеровской, Свердловской областях, Республике Башкортостан и Хабаровском крае, где живут не самые обеспеченные граждане, банковскими кредитами обзавелись почти 100% экономически активного населения. Причина этого не секрет — низкая оплата труда работающего человека, низкие пенсии, а далее — долговая кабала.
Выход на пенсию — шаг в нищету
Перестраивать пенсионную систему невозможно без устранения перекосов в системе оплаты труда. Не может быть высоких пенсий при низкой зарплате. По сути, новая балльная система будет жестко стимулировать работников продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста до момента, пока трудовой стаж не достигнет 45 лет. При этом коэффициент замещения пенсий утраченного заработка в большинстве случаев будет ниже минимальной нормы, которая оговорена в 102-й Конвенции МОТ и составляет 40%.
Более того, снова поднимается вопрос о сборе страховых взносов в социальные фонды налоговыми органами. То есть это фактически возврат социального налога. Правительственные чиновники, особенно федерального крыла, всегда применяют словесную формулу, что это дополнительное налогообложение работодателей, хотя это страховые взносы, которые не являются налогами и входят в фонд оплаты труда как недоплаченная часть заработной платы. Но в общественное сознание специально пытаются внедрить то, что это дополнительные налоги на работодателей, которые надо снижать, стимулируя развитие бизнеса.
В этом была самая большая опасность ЕСН. Недавно мы его отбили, но сейчас вновь ползучими методами нам пытаются его вернуть назад, то есть полностью подчинить сбор средств Министерству финансов, у которого только один интерес — сбалансировать бюджет. Пусть балансируют другими способами — например, тем, от чего отказываются с упорством, достойным лучшего применения, — введением дифференцированного налога на доходы физических лиц.
Жизнь после съезда
Как видим, процесс продвижения идеологии достойного труда не получил пока необходимого импульса со стороны работодателей и власти. Причины этого кроются в сфере правовой, колдоговорной и информационной политики государства. Но не только! Во многом эти причины коренятся в организационных и структурных проблемах российских профсоюзов.
Достижения Федерации независимых профсоюзов России за прошедшие 23 года ее существования были осуществлены за счет настойчивости и самоотверженности многих профсоюзных лидеров, которые, не обладая большим организационным, забастовочным или финансовым ресурсом, за счет личных усилий добивались реальных результатов для членов профсоюза. Такая модель работы могла до известного времени приносить успехи. Однако за эти годы сильно изменились наши социальные партнеры, что требует от профсоюзного движения страны повышения эффективности его работы.
Чем дальше, тем больше нынешние работодатели используют в работе властную административную вертикаль, выстраивают вертикально интегрированные компании. Вопросы трансфертов из федерального бюджета в регионы решаются также в центре. Это же относится и к наиболее важным обязательствам коллективных договоров. В этих условиях заявлять, что все вопросы решает «первичка», значит сбрасывать ответственность на наиболее незащищенную часть профсоюзной структуры.
В этой связи съезд ФНПР постановил принять отдельную главу в Устав ФНПР, которая бы описывала единые правила работы для всех территориальных профсоюзных объединений. Фактически эта глава представляет собой типовой устав территориального объединения организаций профсоюзов, который включен целиком в Устав ФНПР. При всей специфике регионов не могут быть, образно говоря, на Юге одни профсоюзные объединения, а на Севере другие, при всей разнице климатических условий. Точно так же, как не могут на Западе обкомы одного и того же отраслевого профсоюза входить в профобъединение как структура отраслевого профсоюза, а на Востоке ровно такие же структуры в объединение не входить, а общероссийский профсоюз игнорировать, мимикрируя под региональный профсоюз.
Собирание профсоюзных земель, реальное единство и реальные демократические нормы в состоянии дать новый импульс профсоюзному движению России, а значит, и в разы повысить эффективность защитной функции профсоюзов как в центре, так и на местах. Ведь чтобы адекватно противостоять наступлению на права трудящихся в условиях, определенных нестабильной макроэкономической ситуацией и глобальным наступлением капитала на права трудящихся, профсоюзам нужна высокая организованность и солидарность действий.
Гамбургский счет
У профсоюзов много вопросов к бизнесу и исполнительной власти. Например, по восстановлению системы страхования от потери работы и заработка, по расчету величины пособия по временной нетрудоспособности исходя из среднего заработка за один предшествующий год, по отмене подоходного налога для этого пособия. Вопреки агрессивному давлению лоббистов, вплоть до провокаций низкого пошиба, нам предстоит добиться запрещения заемного труда как технологии экономии на оплате работника и налогах. Нам всем вместе необходимо остановить введение непродуманных налогов на имущество, непродуманной системы нормативов потребления электрической энергии и воды.
Нормативы эти рабские, не соответствующие уровню ХХI века. Может быть, на уровне 20-х годов прошлого века, когда проводили всем только «лампочку Ильича», и можно было вписаться в эти так называемые социальные нормы. Правительству надо честно сказать людям, что цена киловатт-часа энергии будет увеличена в 10 раз. Но сделать это власти боятся, потому что профсоюзы незамедлительно ответят требованием в 10 раз повысить заработную плату.
Нам предстоит добиться восстановления защиты профсоюзных активистов, серьезно ослабленной после известного ошибочного решения Конституционного суда Российской Федерации. Со времени его принятия были ратифицированы конвенции МОТ «О содействии коллективным переговорам» (№ 154) и «О защите прав представителей работников на предприятиях и предоставляемых им возможностей» (№ 135). Это позволяет вернуться к данному вопросу и откорректировать ранее принятое решение. Этот вопрос уже явно перезрел, но лоббисты от бизнеса, обладающие серьезными ресурсами, по понятным причинам тормозят его решение.
Наконец, впереди финальная стадия переговоров по проекту нового Генерального соглашения на 2014-2016 годы с амбициозными требованиями профсоюзной стороны.
Максимального результата Федерация независимых профсоюзов России сможет добиться, только располагая монолитной структурой с единым информационным полем, с единым пониманием проблем, с едиными решениями по всей профсоюзной структуре, с едиными эффективными действиями. В этом и заключается интерес каждого члена профсоюза.