Главная Культура Афиша 20:40 04 Марта 2017 6704
Завтрак на траве по-пролетарски

Правду о революции рассказал ее «попутчик»

Елена Широян

В авангарде своеобразного фестиваля по случаю столетия Великой российской революции (так теперь именуют события 1917 года) идет Музей современной истории России. В этом есть логика: он и сам основан в том же 1917 году, причем как Музей революции. И все же выставка «Революция. Первый залп. Непростое время глазами художника Ивана Владимирова», первая в музее к юбилею, предлагает нестандартный взгляд на «виновницу торжества».

«Февраль 1917 года»

Немногие в стране пока ясно понимают, даст ли историческая дата повод к торжествам либо нас ждут скорее траурные мероприятия. Вот полвека назад всё было проще. Когда с размахом отмечали тот юбилей, скепсис части населения просвечивал сквозь бравурные плакаты, но не так явственно. А в официальных сводках СССР строил коммунизм (обещая, что успеет к 1980 году), возглавлял «освободительное движение» в целом мире и горделиво объявлял «Великую октябрьскую социалистическую революцию» ключевым событием всего ХХ века.

Осталась ли за нею, бурной эпохой, такая дефиниция либо всё изменилось до неузнаваемости – скоро узнаем. Пока ясно лишь: к нынешнему славному юбилею страна, победившая главное зло прошлого века – германский нацизм, – подошла без единого мнения о значении революции-1917. Кто-то и в самом деле считает ее великой, кто-то с горечью говорит о ее неизбежности, а многие называют события столетней давности великим бедствием. Удивительно, но выставка малоизвестного теперь живописца-ленинградца Ивана Владимирова (1870-1947) в центре Москвы отражает разные, если не диаметрально противоположные, точки зрения. И это –бесценное свидетельство очевидца как февраля, так и октября 1917 года, да и предыдущих, и последующих лет. Фактически здесь собрана летопись всей первой половины ХХ века, от зарисовок Русско-японской войны до лакировочных сценок из жизни сталинского СССР.

«У рояля», 1920-е годы

Наделенный острой наблюдательностью, Владимиров – не просто художник реалистической школы, а прирожденный жанрист, даже когда рисует батальные сюжеты. Возможно, сказалась английская кровь (мать живописца происходила из Британии, где традиции жанра особенно сильны)? Прежде всего он выступает бытописателем, умело подчеркивая сочные, характерные детали. И тут, согласно поговорке «дьявол в деталях», открывается многое, что побуждает автора непредвзято ставить диагноз «преображенному историей» современнику. Достаточно взглянуть на часового, который читает газету, покуривая и развалясь в мягком розовом кресле (его явно притащили к сторожевой будке из разгромленной «буржуйской» квартиры). А картина притворно-простодушно названа «На посту». От горе-часового 1918 года папироса перекочует в «Царскую ложу», бурно множась. На фоне золоченого убранства театра глазеют на сцену солдаты в папахах, матросы в бескозырках и дамы с яблоками. Да, все эти зрители во время спектакля курят или жуют!

«На посту», 1918 г.

Владимиров не педалирует свое презрительное отношение к этой публике, которую в дальнейшем то и дело будет насмешливо, с сарказмом изображать в «культурных» или злачных местах: на пляже, в ресторане, пивной, среди развалин – за азартной игрой в карты. Главное проявлено в нюансах: вот явно деревенский мужичок, надевший комиссарскую кожанку и нацепивший золотые часы, просвещает двух крестьянок, читая вслух газету «Правда», а на столе перед ними бутылка водки. А вон прямо-таки парафраз картины Мане «Завтрак на траве»: кавалер обнимает барышню в алой косынке, пока другой наяривает на гармошке, не выпуская изо рта вечную папироску. Вторую же даму замещает стоящая на траве бутылка…

Порой Владимиров – бесстрастный бытописатель перерастает в сатирика. И не только в серии 1930-х «Иностранцы в СССР», призванной высмеивать «буржуинов» и мистеров Твистеров. Нет, он посмеет замахнуться на святое –тему советского детства! Именно ей посвящена акварель «У рояля», написанная в 1920-е годы явно по следам погромов барских усадеб. Не пригодился в хозяйстве черный рояль, прихваченный у бывших помещиков, и теперь «живет» он в сарае среди старого хлама, служа подставкой для горшков. Там к нему приходят дети – и босоногая четверка дубасит по клавишам, пугая набежавших на шум поросят… Нет, автор не простак, можно ведь повернуть сюжет иначе: мол, тянутся дети к музыке, а молодежь – к культуре! Но как разительно отличается тональностью, угловато-колючим рисунком эта картинка от той, что сделана десятилетием раньше тоже на музыкальный сюжет: рояль, потерявший кров из-за I Мировой войны, совсем иначе звучит в руках офицеров, защитников Отечества.

«В театре. Царская ложа», 1918 г.

Основной массив выставок, посвященных революции, впереди, и остается интрига: что и в каком ракурсе нам покажут? К столетию 17-го года некоторые музеи уже представили свои проекты в Европе. Разумеется, на первый план там вышли шедевры авангарда, который принято связывать с революцией, хотя возник он раньше и самостоятельно выдвинул свои грандиозные идеи. Скорее уж большевики воспользовались и энтузиазмом художников, и их безвыходным положением в голод и разруху. Впрочем, далеко не все шли на сотрудничество с новой властью: множество творцов Россию покинули. Те же, что переключились на «советские» сюжеты вынужденно и по сути стали конформистами, оставили противоречивое наследие. Фактически это двойная оптика. Подчас обнаруживаются неведомые пласты, как у Владимирова, чьи «правильные» полотна в духе соцреализма давно входят в собрание Музея революции. Таковы идеологически выдержанные композиции «Разгром помещичьей усадьбы» или «Арест царских генералов»: они живописуют «этапы большого пути» борьбы со старым миром. Зато экспонаты из частного собрания Владимира Руги отражают иной пласт авторского восприятия эпохи – с точки зрения скептика, человека традиционной культуры. И хватило нескольких мазков, чтобы без долгих рассуждений выразить отношение к происходящему. В акварели «Прошлое сдаем в утиль» в тележку старьевщика отправляются сношенные туфли, пустые бутылки и икона. Если это приговор, то вряд ли культуре – скорее чуждым ей новым мещанам.

В каталоге выставки Владимиров сопоставлен с героем Булгакова – профессором Преображенским. Я же рискну сравнить художника с писателями – например, Аверченко и Зощенко. Возможно, осмыслить события 1917 года, принесшего охлократию – «власть хама», – сегодня поможет не только величие новаторских идей авангарда, но и незатейливое с виду бытописательство, которое на поверку требовало дерзости. И веры, что когда-нибудь ветер истории переменится, и эти рисунки можно будет не прятать в стол, а предъявить как документ эпохи.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3253
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...