Главная Культура Афиша 00:35 03 Декабря 2009 3105
Алексей Пивоваров: «Война вызывает у меня личный трепет»
В пятницу журналист представит новый проект «Москва. Осень. 41-й», который сделан по законам художественного игрового кино
Самойлова Елена

Журналист НТВ Алексей Пивоваров трудится не покладая рук: ведет информационную программу «Сегодня», занимается проектом «Авиаторы» и снимает масштабные документальные драмы, посвященные Великой Отечественной войне. .

 — Алексей, какие факты поразили вас лично, когда вы работали над фильмом об осажденной столице?

 — Как оказалось, я многого не знал. Например, что патрули имели право стрелять ночью во время воздушной тревоги по освещенным окнам квартир. Считалось, что если кто-то не соблюдает светомаскировку, то этим он может помочь самолетам противника. Или, например, я не знал, что, укрываясь в метро во время бомбежек, люди шли в туннели и оставались там, а не сидели на станциях — в фильме мы объясняем почему.

— С какими трудностями вы столкнулись при подготовке этого проекта? Москву же изрядно перестроили. Натуру найти не так-то и просто...

— Действительно, с 1941 года Москва сильно изменилась, и мест неперестроенных, нетронутых практически не осталось. Поэтому мы тщательно подбирали натуру, соответствующим образом её готовили — в этом смысле наш фильм снимался как настоящее художественное кино. Ещё одна сложность была связана с тем, что в Москве любую съемку нужно согласовывать с владельцами того объекта, на котором она происходит. Различных согласований у нас было, наверное, в десять раз больше, чем в случае со «Ржевом», где съемки проходили фактически в поле.

— Легко ли в Москве найти раритеты военных лет?

— Реквизит есть на киностудиях, например на «Мосфильме», откуда мы его в том числе и брали. Кроме того, есть коллекционеры, которые собирают вещи, относящиеся к войне, и которые разбираются в этом на высокопрофессиональном уровне: это относится и к военной форме, и к оружию, и к деталям одежды или амуниции. Так что с реквизитом как раз проблем не было.

— Если сравнить версии войны в старых и новых учебниках, в учебниках разных стран, понимаешь, что у каждого свой взгляд на войну. На что вы ориентировались?

 — Это как вопрос о правде и истине: истина всегда одна, но неизвестно, есть ли она вообще, а правда у каждого своя. Моя правда в том, что я слышу своими ушами и вижу своими глазами. В данном случае моя правда — это то, что я узнаю от непосредственных участников событий-либо при личном общении, либо при чтении книг или исследований. Бесспорных фактов о Москве 41-го очень много. То же самое я могу сказать и про Ржев: все, что мы рассказали в фильме, — это факты. Все последующие споры — вопрос интерпретации.

— Алексей, вы молодой человек, но так страстно увлечены историей, что не могу не задать вопрос: есть ли в этом что-то личное?

— Конечно, как в любой семье, мои родственники тоже воевали. И дед, и прадед: Тема войны как главного события отечественной истории не только XX века — это нечто, находящееся не в исторической памяти, а в генетической. И поэтому большинство из нас воспринимают историю Великой Отечественной как что-то личное. Мое поколение ещё из тех, что росли на военных книгах и фильмах. И, разумеется, эта тема вызывает жаркие споры. Невозможно представить такие жесткие дискуссии, как после «Ржева», после, скажем, фильма о войне 1812 года. Потому что она в исторической памяти — мы про это знаем, но те события не вызывают у ныне живущих личного трепета, подъема давления. А все, что касается Великой Отечественной войны, безусловно, вызывает. Порой так, что сам себя представляешь в заснеженном поле под огнем или, наоборот, в тылу, в очереди за хлебом:

— А как вы относитесь к переписыванию истории Второй мировой войны?

 — Понятно, что на Западе — в меньшей степени в Европе, в большей степени в США — считают, что это они победили Гитлера. И понятно почему: они тоже воевали, они через это прошли. У них эти события если не в генетической, то в исторической памяти отложились. А мы на это так болезненно реагируем именно потому, что для нас это личная история. И этого Западу никогда не понять. Потому что ни для одной западной страны Вторая мировая не была тем, чем была Великая Отечественная для Советского Союза. Поэтому, безусловно, нам обидно слышать, когда кто-то говорит, что это США или Англия выиграли войну.

— Смогут ли ваши фильмы вызвать в молодом поколении всплески здорового патриотизма, уважения к истории?

— Честно говоря, не стремлюсь к тому, чтобы мои фильмы вызывали какие-то специальные всплески чего-либо. Моя задача — рассказать историю понятным и интересным современному телезрителю языком. А специальной пропагандистски-воспитательной задачи никогда перед собой не ставил.

— Вы продолжаете работать и над циклом «Авиаторы». Эта программа находит продолжение в неэфирной жизни?

 — За последние полтора года я научился летать на вертолете и недавно даже получил права на управление им. Конечно, это стало следствием «Авиаторов».

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3276
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...