Главная Культура 22:13 03 Июля 2024 795
Наташа отомстила за Чио-Чио-сан

О двух «женских» премьерах в московских оперных театрах 

Сергей Бирюков
Чио-Чио-сан в исполнении Валентины Правдиной. Фото Ирины Шымчак, предоставлено «Геликон-оперой»

Вряд ли это больше, чем случайное совпадение, но в двух московских оперных театрах одновременно показали премьеры опер о «соблазненных и покинутых»: «Мадам Баттерфляй» Пуччини в «Геликон-опере» и «Русалку» Даргомыжского в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Итальянский верист и русский романтик каждый со своих эстетических и человеческих позиций, но одинаково страстно возвысили голос в защиту женщины. Как эти голоса услышали современные постановщики?

По поводу «Мадам Баттерфляй» не скажешь, что театр Дмитрия Бертмана прямо-таки закрыл брешь в столичном репертуаре: одна из самых исполняемых опер мира есть в афише Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой оперы»… Впрочем, Дмитрий Александрович взял первую, двухактную редакцию, звучащую редко – скорее всего потому, что за ней тянется шлейф провала мировой, миланской премьеры 1904 года. Но ведь следующую, уже вполне успешную версию, композитор показал в Брешии всего через три месяца. Да, она трехактная, в музыкальной ткани сделаны некоторые сокращения, что облегчает «работу» зрителя – но вся эта редактура уже из-за одного только малого количества отпущенного на нее времени не могла быть принципиальной. А значит, произведение было гениальным с самого начала, что и взялась доказать команда Бертмана.

В отличие от многих иных работ режиссера, сюжет «Баттерфляй» он воспроизвел почти аутентично. Действие происходит явно в начале ХХ века, ну разве что не в самые первые его годы, а, может быть, в 1920-е, когда у Чио-Чио-сан в ее одержимости стать американкой появляется возможность обкорнать свои чудесные волосы в «гоночном» стиле ар-деко (совсем ей не идущем, но, думаю, это сделано сознательно), а дом снабдить холодильником, который художники Ростислав Протасов и Алла Шумейко покрасили в кричащий красный цвет. Вскоре этот цвет, он же и свет, зальет всю сцену, над которой закружится апокалиптический вихрь пепла, причем произойдет это в один из самых эйфорических моментов, когда Чио-Чио-сан с гордостью под мотив американского гимна будет говорить о корабле «Авраам Линкольн», что должен привезти к ним с сыном его отца Пинкертона. Трудно не увидеть тут намек на реальный страшный «подарок», который сделает Америка через несколько десятилетий городу Нагасаки, где живет Чио-Чио-сан – атомную бомбардировку. Что тогда останется от этих сбегающих к бухте уютных улочек, особенно очаровательных в сумерках, со светящимися сотнями окошек – такими мы видим их из жилища героини…

Может быть, не все постановочные находки столь же уместны: например, истерический хохот понявшей обман Чио-Чио-сан явно «из другой оперы», не про воспитанную в строгих правилах японку, которая, наоборот, демонстрирует величайшее самообладание, заканчивая оперу и жизнь ритуальным сэппуку с помощью меча – подарка ее семейству (видимо, когда-то самурайскому) от самого императора. Вряд ли услаждает слух поклонников музыки Пуччини и оглушительный стук, которым Пинкертон вымещает бессильное отчаяние на злополучном холодильнике.

Но эти мелочи отступают перед великолепной работой музыкально-актерской команды – в ней буквально созданный для роли удачливого красавца (и реально обладающий красивейшим тенором) Иван Гынгазов (Пинкертон), обладательница сердечного меццо Лариса Костюк (Сузуки), излучающий тепло, но и горечь бессилия Константин Бржинский (Шарплесс), резко меняющий краску с шаржевой услужливости на сумрачность «сваха» Горо (Давид Посулихин), уморительно-напыщенный Дмитрий Пономарев (незадачливый жених принц Ямадори), грозно рыкающий Александр Киселев (Бонза)… Огромная ответственность ложится на исполнительницу заглавной роли Валентину Правдину, во многом с ней справляющуюся – разве что я пожелал бы ей чуть менее жирных вокальных красок и более скромного вибрато. А маэстро Марко Боэми уверенно выстраивает трепетную, то тончайше-импрессионистичную, то грозно-суровую вокально-оркестровую симфонию, созданную великим итальянским композитором с пристальным интересом и симпатией к культуре Японии – тем, чего трагически не хватило американским героям сюжета.

«Русалка» до удивления «зеркалит» фабулу «Мадам Баттерфляй» – вплоть до явления плода «неуставных отношений» героев, только здесь это не мальчик, а девочка, и она бессловесна не абсолютно, как сын Чио-Чио-сан, а по-оперному: говорит вместо пения.

Безумный Мельник (Дмитрий Ульянов) обвиняет Князя (Владимир Дмитрук) в гибели Наташи. Фото предоставлено Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко

Конечно, налицо и масса различий – гораздо большая разработанность образа Князя, с самого начала, в отличие от Пинкертона, мучимого необходимостью разрыва с Наташей, а особенно – Княгини, пропевающей не несколько нот, как американка Кэт, а имеющей большую драматичную партию, отражающую чувства героини, которая ведь тоже – обманутая и брошенная женщина. Но больше всего поражает различие судеб самих опер: «Русалка» – громадная редкость на наших сценах. И это – третья по счету большая русская классическая опера, в которой некогда почитали за честь выступить Шаляпин, Собинов, другие наши великие певцы!? Которую выдающийся композитор и оперный критик Александр Серов при первом ее явлении приветствовал так: «Наконец-то дождались мы опять чего-нибудь своего на русской оперной сцене... Как же не приветствовать радостно большой четырехактной оперы, написанной на бесподобный поэтический текст Пушкина, написанной в самостоятельном характере русской оперной школы, то есть такой, которой основание положено в двух операх М.И. Глинки!».

Постановка режиссера Александра Тителя визуально еще лапидарнее гелоконовской, и даже вид Днепра под луной, явно навеянный знаменитым циклом Куинджи, подан без красок, в черно-белых тонах (художник Владимир Арефьев, художник по свету Дамир Исмагилов). Выделяется на этом фоне лишь синее в горошек платье Наташи, будто пришедшее из старых советских кинолент про традиционный сельский быт. А вот Князь – нечто среднее между толстовским Нехлюдовым и Раскольниковым Достоевского, особенно когда шарахается от страшного мужика в расхристанной одежде – безумного Мельника, который, кажется, сейчас бросит ему: «Ты убивец».

Еще одно отличие: Титель гораздо вольнее обошелся с материалом Даргомыжского. Первую картину последнего действия (подводный терем русалок) сделал прологом, картины третьего действия – явление Князя к месту гибели Наташи и исповедь тоскующей по мужу Княгини – поменял местами. Может быть, что-то при том даже не очень повредило хронологии, но многое, как понимаю, сократилось, особенно в первом действии. И это досадно, учитывая опять же значение «Русалки» в нашей культурной истории.

И все же даже того, что осталось, достаточно, чтобы назвать работу театра заслуживающей самого пристального внимания. Прежде всего это замечательные роли и вокал Елены Гусевой (давно не слышал сопрано такой подвижной выразительности, каким поет ее Наташа), Владимира Дмитрука (чей экспрессивно-чистый тенор под стать голосу его главной партнерши), Екатерины Лукаш (изумительное меццо, выражающее смятенные чувства Княгини). Ну а Мельник Дмитрия Ульянова органично вошел в громадную галерею басовых образов, созданных этим достойным продолжателем шаляпинской традиции. Обаятельная находка – поручение партии Русалочки, чьи словесные реплики сопровождает арфа, юной мастерице этого инструмента Камилле Ворониной.

И, конечно, как не сказать о демонстрирующем уже много лет уверенный рост в своем сложнейшем деле дирижере Тимуре Зангиеве, сливающем романтико-фантастические краски увертюры, романсовые и драматические интонации женских арий, балладный колорит номеров Князя, этно-атмосферу крестьянского праздника, горделивый дух свадебных княжеских танцев, сочную «лубочность» линии Мельника, переходящую под конец в инфернальность, – в единый поток, текущий так же органично и мощно, как воды Днепра на заднике.

Ну так кто же из них более прав – безропотно принявшая судьбу Чио-Чио-сан или жестоко отомстившая за измену Наташа? А сходите на эти оперы сами. Или, если живете далеко от столицы, разыщите записи хоть давних исполнений – в интернете это дело нескольких секунд. Ручаюсь, получите гораздо больше пищи для ума и чувств, чем от размашистых рассуждений иных феминисток или вывертов «передовой» гендерной мысли наподобие замены понятий «отец и мать» на «родитель номер один и родитель номер два». 

Политик с неоднозначной репутацией станет героем двух фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Владимиром Вольфовичем числится немало подвигов. Посмотрим, найдут ли они отражение на экране. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Первый канал снимет сериал про основателя ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщил нынешний глава партии Леонид Слуцкий. И добавил, что жизнь этого видного российского политика была настолько яркой, насыщенной событиями и неожиданными...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 5871
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

В опере, как и всюду, большое начинается с малого, убежден худрук конкурса «Нано-опера»

Сергей Бирюков
Труд
Сегодня «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана – один из главных оперных театров страны. Фото предоставлены «Геликон-оперой»

На телеканале «Россия-Культура» готовится к показу гала-концерт участников конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера». А все туры соревнования уже можно посмотреть на медиаплатформе «Смотрим»...

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

Дух Чехова собрал в Мелихово театры трех континентов

Дарья Ефремова, Мелихово - Москва
Труд
Таким увиделся «Вишневый сад» японскому гостю знаменитого чеховского фестиваля. Фото предоставлено устроителями

В Подмосковье открылся один из старейших российских театральных фестивалей — XXIV «Мелиховская весна». На площадках знаменитого музея-усадьбы Чехова — настоящий сценический марафон: более двух...

Губернатор Петербурга выдал пару ранее неизвестных фактов о Петре I и основании Петербурга

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил на праздновании 320-летия Кронштадта с поистине зажигательной речью: «Единая воля Петра позволила построить город Санкт-Петербург и город Кронштадт. Тогда тоже было много...

Летние художественные выставки - прекрасный повод для путешествия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Соборная гора в Серпухове. Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Лето в музеях: Чуть было не написала — в межсезонье. Да какое межсезонье — наоборот, публика начинает активно путешествовать и получает возможность увидеть то, что происходит в других...

Велика Россия, а чиновники везде одинаковые. Если можно чего-то не делать, то они это обязательно и не сделают

Юрий Ряжский, заместитель главного редактора
Труд
В Нальчике тихо умирает очень красивый дом XIX века, имеющий гордый статус памятника культурного наследия федерального значения, известный как «дом Лепешинских»

В очередной раз убедился в этом, побывав на днях в Нальчике. В этом курортном городе, который когда-то претендовал на звание красивейшего на Северном Кавказе, тихо умирает очень красивый (тоже некогда) дом...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Выставка «Пушкин в жизни и творчестве Виктора Конецкого» связывает судьбы и пространство в один морской узел

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

В год 95-летия со дня рождения Виктора Конецкого читатели получат его девятитомник. Любимый народом писатель, сценарист, художник Виктор Конецкий даже в наше суетное время не теряет ни популярности, ни актуальности....

Журнал Newsweek сообщил, что Такер Карлсон обзавелся собственным шоу на канале «Россия 24». Ведущий назвал это ложью

Сергей Беднов
Труд
Владимир Путин назвал Такера Карлсона опасным человеком. Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Во вторник, 21 мая, утром американский еженедельник выдал сенсацию, растиражированную нашими СМИ: Такер Карлсон обзавелся собственным шоу на канале «Россия 24»! А уже вечером ведущий назвал эту информацию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?