
Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить, пройдя мимо. В своих передачах Илья Долгов рассказывает о подземном мире грибов, дерущихся жуках, зарослях гигантского тростника у Волги и о кладбище затонувших кораблей — истории, напоминающие фантастические романы. И часто ведущий сам становится их героем, снимая на камеру приключения съемочной группы:
Илья, вы утверждаете в своих программах, что необычное находится рядом с нами. Но что удивительного можно найти в природе, например, в Москве и области, где все, кажется, исхожено вдоль и поперек?
— Вообще-то в природе все уникально, просто нужно наблюдать и вникать в процессы, которые происходят вокруг нас. Например, прямо в черте Москвы живут совы. Эти птицы настолько хорошо маскируются, что их сложно заметить. Они живут в больших парках и скверах, и сотни людей проходят мимо них, в упор не замечая. Совам помогает их окраска: они неотличимы от коры дерева или от сухой коряги. Эти птицы находят укромные убежища в развилках деревьев, в расщелинах или на больших ветках. Вот попробуйте обнаружить сову — и сами убедитесь, что чудеса рядом с нами, надо только вглядеться.
— Ваша программа называется «Тайные механизмы природы». Само слово «механизмы» навевает мысль о том, что все в природе точно и взаимосвязано, как в технике. Это так?
— Механизм — это метафора, но в принципе да, так и есть, все в природе предельно точно и взаимосвязано друг с другом, как шестеренки большого механизма. Любая букашка и цветочек имеют значение, все важно и значимо. Вся наша планета — единый механизм. Достанешь одну деталь — и все начинает ломаться, рушиться или работать не так, как должно. В этом, собственно, и заключается основная мысль нашей программы.
— Какие научные достижения человек придумал и внедрил благодаря природе?
— Если вдуматься, то любые достижения человечества, крупные научные открытия связаны с наблюдением за природой. Яркий пример, конечно же, это открытие антибиотиков. Оно, как все знают, произошло случайно, по ошибке ученого Флеминга. У него в чашке Петри с бактериями появилась плесень, которая эти бактерии убила. Простая неаккуратность привела ученого к великому открытию, которое спасло миллионы жизней.
Или те же застежки-липучки на наших куртках и кроссовках — это тоже подсмотрено в природе. Все ругают семена репейника, которые цепляются за все мимо проходящее, а вот вам и полезное применение такой липучки в обыденной жизни.
— О чем ваш новый фильм «Волга: дельта жизни»? Что нового мы можем узнать об этой реке, о которой уже, кажется, все сказали и написали?
— Да, мы многое знаем о Волге: самая протяженная река в Европе, важнейшая артерия и все такое.
В фильме мы решили показать Волгу под другим углом — как огромный живой организм. Открыть ту самую взаимосвязь обитателей Волги, будь то огромные сомы, хищные птицы орланы или крошечные рачки, живущие в воде.
Вот, казалось бы, заурядное растение — тростник, которое видел каждый где-нибудь около пруда. А между тем тростник играет очень важную роль, давая убежище множеству обитателей в реке и вокруг нее. В дельте Волги мало деревьев, там практически нет привычного для нас леса, и одно из главных растений — тростник. Встречается интересный подвид — «тростник высочайший», отличающийся гигантским, метров в пять-шесть, ростом. Эти тростники формируют непролазные заросли, в которых скрываются кабаны и шакалы. И орланы там охотятся среди зарослей, а в пересыхающих протоках рыбы заходят на нерест. Когда поднимается уровень воды, в зарослях тростника обитают мальки. Кроме всего прочего, это еще и гигантский естественный фильтр: мутная речная вода, проходя через заросли тростника, очищается и становится прозрачной.
Обо всем этом мы рассказали в нашем новом фильме. Волга — это не просто важная судоходная артерия, река, на которой расположены многочисленные гидроэлектростанции, это еще и живой организм, живущий своей жизнью. Премьерный показ фильма состоялся на выставке «Первозданная Россия», будет еще несколько крупных показов, а потом мы покажем картину на нашем канале «Живая Планета» и на канале «Моя Планета».
— Вы сами где только не побывали: и в трюме затонувшего корабля, и в подводном лесу блуждали, и в грот с летучими мышами заходили. А какое из путешествий можете назвать самым необычным?
— Меня поразило мало кому известное место, которое находится у нас на юге. В Республике Калмыкия и в Астраханской области есть настоящие пустыни — и они прекрасны. Кажется, там никого и ничего нет, кроме песка, но это не так. На самом деле там множество обитателей. В маленьком заказнике «Степной», к примеру, живет огромное количество антилоп-сайгаков. Это древние животные, ученые относят их к современникам мамонтов, только те вымерли, а сайгаки дожили до наших дней. Это действительно отголосок очень давних времен, при этом они очень смешные и милые. Я сидел в маленьком домике для фотографов (животные к этому домику привыкают и совершенно перестают опасаться), а вокруг ходили тысячи антилоп, и я чувствовал себя словно в Африке, а не в России.
— Телеканалу «Живая Планета» исполнилось 10 лет. Какие моменты со съемок вы никогда не забудете?
— Однажды мы снимали программу в Шри-Ланке. Я захотел запечатлеть крокодилов, которых там очень много. Один из видов называется «морской крокодил», потому что он может выплывать из рек прямо в море и путешествовать между островами. Иногда они заплывают на пляжи. Снимать крокодилов с лодки — дело неблагодарное. Даже когда они плывут у поверхности воды, их почти не видно — торчат лишь глаза, кончик носа и небольшая часть хвоста. Я захотел найти место, где эти рептилии отдыхают, выбираясь на берег. Подняли в небо над рекой дрон, и с неба стало видно, как много крокодилов вокруг, все участки реки поделены, у каждого своя территория...
Фото из открытых источников
Я нашел замечательную отмель, на которой отдыхал огромный крокодил, и пошел его снимать. Отправился через заросли, но чем дальше продвигался по болотистой местности, увязая в грязи, тем яснее понимал, что это плохая идея. В этих зарослях крокодил гораздо ловчее меня. В общем, я не струсил, а просто вовремя повернул обратно. И лишил вашего брата-журналиста сенсации. Представляете заголовок: «Телеведущего канала «Живая Планета» съел крокодил»?
— Вы говорите в программе о животных, снимаете их. А дома у вас есть звери?
— Да, и еще какой: кот по имени Лев! Ведет он себя как настоящий царь природы. У такого можно поучиться чувству собственного достоинства. А еще умению отдыхать. Больше животных у меня пока нет, потому что за ними нуж-но ухаживать, с ними общаться, а с моим рабочим графиком, командировками и образом жизни это трудно. Когда я на работе, Лев остается с женой, которая с ним прекрасно ладит. Но добавлять ей забот было бы нечестно.
— Где бы вы еще хотели побывать?
— Мне очень нравится наш Дальний Восток. И там есть еще места, где я не был. Хотел бы побывать на Курильских островах, на Сахалине, куда у нас в этом году намечается командировка. Если мыслить шире, то не прочь был бы съездить в Южную Америку, куда-нибудь в бразильскую глубинку, в непролазные заросли Амазонки. Обычно на отдых у меня уходит в отпуске два-три дня, а потом я достаю камеру и начинаю работать. Лежать в шезлонге у меня не получается.