
Историкам известно, как долго и трудно переходили жители Руси с репы на картошку. Заморские плоды, как водится, насаждались сверху при активном неприятии низов. Уже после Петра при Екатерине II в 1765 году вышло руководящее Наставление Сената «О разведении земляных яблок». И вот, похоже, грядет новое испытание... в России скоро могут собрать первый урожай бананов — своих, отечественных!
Тепличное хозяйство площадью более 45 га планируют построить на Ставрополье, в окрестностях Невинномысска. Оно рассчитано на 4 тысячи тонн бананов в год. Немного, но лиха беда начало:
Новость эту поначалу мало кто воспринимал всерьез. Но шутки в сторону: вот уже и правительство рассматривает возможность включения бананов в перечень сельскохозяйственных культур, позволяющий производителям получать государственную поддержку. Еще одна хорошая новость: в отличие от картошки, которую народ кое-как распробовал только через десятилетия, бананы отторжения у наших людей точно не встретят: мы их едим с большим удовольствием и в немалых количествах. Россия является одним из крупнейших импортеров этого фрукта. В прошлом году к нам было завезено 1,4 млн тонн (преимущественно из Эквадора) на 1,5 млрд долларов.
Теперь простая арифметика. Средняя розничная цена за килограмм бананов в российских супермаркетах сейчас составляет 150 рублей, и как минимум половина этой суммы тратится на доставку товара за тысячи километров. А теперь представьте выгоду, если не тащить бананы через океа-ны. Мысль, конечно, не новая. Бананы уже пробовали прижиться на нашей земле. В Адлере и его окрестностях дикорастущие плоды встречаются, но они элементарно не успевают созревать. Что делать, бананы капризны и теплолюбивы. Если столбик термометра опускается ниже 15 градусов, вегетация этого растения прекращается, а малейшие заморозки приводят к отмиранию стеблей и листьев.
Самые северные в нашем полушарии банановые плантации расположены в Португалии, Греции, Италии и на Кипре. А вот в России ни в одном из регионов эта культура в открытом грунте не вызревает. Другое дело — теплицы, тем более есть примеры перед глазами. Так, в Исландии с ее знаменитыми термальными источниками бананы выращивают в товарных количествах, и Эквадор нервно курит в сторонке.
Увы, в наших широтах бесплатной энергии не наблюдается, значит, производителям придется раскошелиться на тепло и свет. А коммунальные платежи растут, рабочей силы сегодня не хватает, за нее приходится переплачивать, привычно сетуют эксперты. Но, с другой стороны, понятно, что первопроходцы на рынке могут сразу вырваться в лидеры в этом сегменте... Пока идут споры и составляются бизнес-планы, ученые не сидят сложа руки. В преддверии бананового бума селекционеры вывели устойчивый к болезням и паразитам гибрид, что поможет заморскому гостю адаптироваться на российской почве.
Теперь обратимся к самому интересному вопросу: что будет с ценами? Не будем обнадеживать покупателей. Даже если себестоимость отечественных бананов окажется ниже привозных, оказать заметного влияния на рынок они пока не смогут. Озвученная мощность невинномысского тепличного хозяйства составляет всего 0,3% от объема годового импорта. Чтобы бананы существенно подешевели, такие оранжереи должны появиться во многих российских регионах.
А вслед за этим неизбежно встанет вопрос и о выведении морозоустойчивого сор-та бананов, которые могли бы спокойно расти в открытом грунте. Говорят, отечественные селекционеры уже работают над решением этой проблемы — и не такое выводили!