Главная Культура Афиша 00:04 31 Августа 2018 6967
Одинокая дама желает познакомиться…

В Эрмитаже представят «лейденцев»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Фото: globallookpress.com

В Петербурге готовят крупнейшую выставку голландского искусства. «Коллекция — чудо. Собрать в наше время подобную считалось невозможным, ведь все давно в музеях и частных собраниях!» — так отзывается о Лейденском собрании голландской живописи Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа. Именно туда переезжают из Москвы «лейденцы», чтобы 5 сентября предстать перед публикой.

В преддверии открытия выставки Михаил Борисович рассказал «Труду» о том, как готовились к ней в Петербурге, где есть свое великолепное собрание Рембрандта, его учеников и последователей.

— Представлено у нас будет 80 картин и два рисунка. Это куда больше, чем на предыдущих показах коллекции в Лувре и в Китае (соответственно 30 и 60). Такое решение приняли владельцы коллекции — американский миллиардер и филантроп Томас Кап-лан и его жена Дафна. Не скажу, что договориться о показе их собрания в России было просто. Все, что связано сейчас с США, имеет, увы, политический контекст. Наши страны в межмузейном сотрудничестве начали забывать друг друга. Государственные собрания, например, мы привезти не можем. А вот с частным получилось! Мы дали гарантии безопасности, они удовлетворили супругов Каплан.

Замечу, Эрмитаж был в свое время первым в мире государственным музеем, который стал выставлять у себя частные коллекции. И мы продолжаем взаимодействовать с коллекционерами. Потому что их собрания нередко достигают высочайшего музейного уровня.

— Верно ли, что нынешняя выставка будет дополнена работами Рембрандта и его учеников, хранящимися в Эрмитаже? И те два рисунка, что покажут вместе с живописными работами, тоже голландской школы?

— Один рисунок — самого Рембрандта, он логично вписывается в вернисаж. Автор второго — Леонардо да Винчи. Творчество великого итальянца не принадлежит, как понимаете, к искусству голландского «золотого века». Но было бы неправильно не показать петербуржцам и эту жемчужину Лейденской коллекции. Уже хотя бы потому, что есть много интереснейших параллелей между ней и собственным фондом голландской живописи в Эрмитаже.

Эрмитажное собрание Екатерины II начиналось именно с голландцев. Уже тогда, в XVIII веке, произведения мастеров этой школы пользовались огромным спросом и были очень дороги на рынке. В нашем музее — одна из самых богатых в мире коллекций голландцев. Работ самого Рембрандта — 21. В Лейденском собрании насчитывается 12 его картин и два рисунка. Потому мы предложили «дополнить» его, выставив вместе с привезенными работами восемь наших картин. Это либо пары к картинам из собрания Капланов, либо на них изображен родственный сюжет. Скажем, на эрмитажной и на лейденской картинах Якоба Врела — скромное жилище одинокой пожилой женщины и она сама, сидящая у камина. Аналогия очевидна, когда смотришь на лейденский «Портрет старика» Яна Ливенса и картину «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа из Эрмитажа. Признаюсь, я с радостным нетерпением жду красивого и сложного диалога.

На вопрос, не диссонирует ли пышное убранство Николаевского зала с аскетичными черными рамами, в которые «упрятаны» картины «лейденских голландцев», Михаил Борисович отвечает так:

— Зато благодаря этому можно будет сразу отличить эрмитажные шедевры от американских. Наши-то помещены в золоченые рамы. Они для нас — символ того времени, когда популярность Рембрандта в Европе была выше, чем в самой Голландии. Там его тогда не собирали, спохватились только в XIX веке. Во многом благодаря России, Эрмитажу и Екатерине II.

P.S. Впервые собрание четы Каплан было представлено широкой публике в Лувре в 2017-м. Собрана же коллекция, получившая название по родному городу Рембрандта, за очень короткий срок: первые 250 произведений живописи супруги приобрели в 2002 году. Покупали по всему миру, в основном у частников. Выставка в Эрмитаже — пятая после Лувра, музеев Пекина, Шанхая и ГМИИ имени Пушкина в Москве. После Петербурга (продлится до 13 января 2019 года) ее увидят в столице Арабских Эмиратов.

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3606
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...

Афиша 16:30 / 19 Апреля 2025 2242
Оживление сказки

Мастерица из Нижнего Новгорода Екатерина Боброва создает работы, которые словно сотканы из нитей памяти, эмоций и цвета

Ирина Свиридова
Труд
Екатерина Боброва. Фото Ольги Щербаковой

На Шелепихе, в двух шагах от «Москва-Сити», открылась персональная выставка мастерицы из Нижнего Новгорода Екатерины Бобровой, которая создает необычные работы в лубочном стиле. Казалось бы, в этом...