В Эрмитаже представят «лейденцев»
В Петербурге готовят крупнейшую выставку голландского искусства. «Коллекция — чудо. Собрать в наше время подобную считалось невозможным, ведь все давно в музеях и частных собраниях!» — так отзывается о Лейденском собрании голландской живописи Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа. Именно туда переезжают из Москвы «лейденцы», чтобы 5 сентября предстать перед публикой.
В преддверии открытия выставки Михаил Борисович рассказал «Труду» о том, как готовились к ней в Петербурге, где есть свое великолепное собрание Рембрандта, его учеников и последователей.
— Представлено у нас будет 80 картин и два рисунка. Это куда больше, чем на предыдущих показах коллекции в Лувре и в Китае (соответственно 30 и 60). Такое решение приняли владельцы коллекции — американский миллиардер и филантроп Томас Кап-лан и его жена Дафна. Не скажу, что договориться о показе их собрания в России было просто. Все, что связано сейчас с США, имеет, увы, политический контекст. Наши страны в межмузейном сотрудничестве начали забывать друг друга. Государственные собрания, например, мы привезти не можем. А вот с частным получилось! Мы дали гарантии безопасности, они удовлетворили супругов Каплан.
Замечу, Эрмитаж был в свое время первым в мире государственным музеем, который стал выставлять у себя частные коллекции. И мы продолжаем взаимодействовать с коллекционерами. Потому что их собрания нередко достигают высочайшего музейного уровня.
— Верно ли, что нынешняя выставка будет дополнена работами Рембрандта и его учеников, хранящимися в Эрмитаже? И те два рисунка, что покажут вместе с живописными работами, тоже голландской школы?
— Один рисунок — самого Рембрандта, он логично вписывается в вернисаж. Автор второго — Леонардо да Винчи. Творчество великого итальянца не принадлежит, как понимаете, к искусству голландского «золотого века». Но было бы неправильно не показать петербуржцам и эту жемчужину Лейденской коллекции. Уже хотя бы потому, что есть много интереснейших параллелей между ней и собственным фондом голландской живописи в Эрмитаже.
Эрмитажное собрание Екатерины II начиналось именно с голландцев. Уже тогда, в XVIII веке, произведения мастеров этой школы пользовались огромным спросом и были очень дороги на рынке. В нашем музее — одна из самых богатых в мире коллекций голландцев. Работ самого Рембрандта — 21. В Лейденском собрании насчитывается 12 его картин и два рисунка. Потому мы предложили «дополнить» его, выставив вместе с привезенными работами восемь наших картин. Это либо пары к картинам из собрания Капланов, либо на них изображен родственный сюжет. Скажем, на эрмитажной и на лейденской картинах Якоба Врела — скромное жилище одинокой пожилой женщины и она сама, сидящая у камина. Аналогия очевидна, когда смотришь на лейденский «Портрет старика» Яна Ливенса и картину «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа из Эрмитажа. Признаюсь, я с радостным нетерпением жду красивого и сложного диалога.
На вопрос, не диссонирует ли пышное убранство Николаевского зала с аскетичными черными рамами, в которые «упрятаны» картины «лейденских голландцев», Михаил Борисович отвечает так:
— Зато благодаря этому можно будет сразу отличить эрмитажные шедевры от американских. Наши-то помещены в золоченые рамы. Они для нас — символ того времени, когда популярность Рембрандта в Европе была выше, чем в самой Голландии. Там его тогда не собирали, спохватились только в XIX веке. Во многом благодаря России, Эрмитажу и Екатерине II.
P.S. Впервые собрание четы Каплан было представлено широкой публике в Лувре в 2017-м. Собрана же коллекция, получившая название по родному городу Рембрандта, за очень короткий срок: первые 250 произведений живописи супруги приобрели в 2002 году. Покупали по всему миру, в основном у частников. Выставка в Эрмитаже — пятая после Лувра, музеев Пекина, Шанхая и ГМИИ имени Пушкина в Москве. После Петербурга (продлится до 13 января 2019 года) ее увидят в столице Арабских Эмиратов.