Главная Культура 00:01 31 Августа 2018 10274
«Доживем до понедельника». Фильм, который мог не состояться

Как вспоминал режиссер Станислав Ростоцкий, сначала зал принимал фильм холодно, но в финале все аплодировали стоя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Большого успеха, казалось, ничто не предвещало. Кадр с сайта kinopoisk.ru

50 лет назад на экраны страны вышел фильм «Доживем до понедельника», который с годами приобрел статус культового. А ведь этого фильма могло бы и не быть.

Большого успеха, казалось, ничто не предвещало. Сценарий фильма о трех днях из жизни школы написал начинающий драматург, в прошлом учитель Георгий Полонский. Директор Киностудии имени Горького предложил поставить фильм режиссеру-фронтовику Станиславу Ростоцкому, который до того снимал главным образом кино о войне. Материал был для режиссера новый, но сценарий его по-настоящему увлек. В нем не было советских пропагандистских штампов, напрочь отсутствовала назидательная интонация, поднимались острые для своего времени проблемы.

Видимо, по этой причине в Госкино отнеслись к идее картины холодно. Ростоцкий послал на утверждение литературный сценарий, потом режиссерский, но ответа не последовало. Тогда директор студии принял решение начать съемки на свой страх и риск. Мол, что не запрещено, то разрешено. По тем суровым временам, неумолимо сползающим в застой, это был акт смелости и даже дерзости.

«Мы прекрасно понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, — вспоминал позже Станислав Иосифович, — поэтому съемки проходили очень быстро: мы сняли фильм всего за три с половиной месяца».

До начала съемок была проведена кропотливая работа по поиску актеров. При всей своей камерности «Доживем до понедельника» — кино многолюдное. Одних учеников 9 «Б» класса — 30 человек, и у каждого должно быть узнаваемое и неповторимое лицо. Талантливых ребят искали на улице, в школах, творческих вузах.

Так, роль двоечника Сыромятникова сыграл студент циркового училища Юрий Чернов, ныне народный артист России. Когда его пригласили на кинопробу и он со своими соломенными вихрами вошел в комнату, где уже сидел 9 «Б», кто-то воскликнул: «О, Сыромятников пришел!»

В роли Кости Батищева снялся Игорь Старыгин, будущий «мушкетер». По сценарию он, как сказали бы сегодня, — мальчик-мажор. Умник, циник, модник. Чтобы Старыгин соответствовал своему экранному имиджу, костюмеры пошили ему из найденной на складе джинсовой ткани штаны с заклепками, а Ростоцкий дал Игорю свою куртку, купленную в Канаде. «Вот теперь ты настоящий пижон!» — удовлетворенно сказал он.

Ольге Остроумовой, которая позже сыграет у Ростоцкого Женю Комелькову в легендарном фильме «...А зори здесь тихие», было в ту пору 20 лет.

Она училась в ГИТИСе, это была ее первая роль. У Ольги отсутствовал актерский опыт, зато старания было с избытком, что приводило порой к курьезным последствиям. В сцене с пощечиной Остроумова так врезала по лицу влюбленному в нее романтику и поэту Генке Шестопалу, что ее размашистая пятерня долго горела на щеке у актера Валеры Зубарева. При попытке повторить эпизод Валера, в ожидании удара, стал инстинктивно вжимать голову в плечи. В итоге от дальнейших дублей решили отказаться.

Наиболее сложным был, конечно, выбор актера на роль учителя истории Мельникова, которого в итоге сыграл Вячеслав Тихонов. Ростоцкий, когда-то по-новому открывший актера в фильме «Дело было в Пенькове», с самого начала хотел снимать именно его, но пришлось преодолевать сопротивление автора сценария, который прочил на главную роль актера постарше и менее, что ли, эффектного. Он видел в образе Мельникова Зиновия Гердта или Бориса Бабочкина. Ростоцкий пообещал драматургу с помощью гримеров «состарить» Тихонова, на том и порешили.

Но тут Вячеслав Васильевич стал отказываться от роли. После Андрея Болконского в «Войне и мире», которому актер отдал четыре года жизни и который, по его мнению, у него не получился, образ школьного учителя показался ему мелким. Он в ту пору вовсе решил уйти из профессии, разочаровавшись в своем актерском даре. Но Ростоцкий настоял на совместной работе, а психологическое состояние актера решил переплавить в создаваемый им образ.

Мельников, педагог Божией милостью, тоже ведь переживает в фильме свой личностный, мировоззренческий кризис. Ему уже за 40, у него нет семьи, живет со старенькой мамой. Диссертацию не написал и уже, похоже, не напишет. Прямо об этом в фильме не говорится, но вся черно-белая, сумеречная атмосфера картины с зябкими осенними пейзажами словно напоминает, что оттепель закончилась, наступают заморозки. Время «бунтарей и поэтов», которым Мельников посвящает свой знаменитый монолог о лейтенанте Шмидте, кануло в Лету.

Идет ползучая реставрация недавнего прошлого, в обществе нарастает атмосфера лицемерия, беспринципности, ханжества. Учебники истории, восклицает Мельников, переписываются в соответствии с газетными передовицами (о, как это знакомо нам сегодня!). Коллеги, включая директора школы, превратившегося, по сути, в завхоза, принимают это как данность. В сложившейся ситуации Мельников стал сомневаться в необходимости своей профессии, да и в собственном педагогическом даре, в праве сеять среди современной молодежи «разумное, доброе, вечное», когда в результате зачастую «вырастают белена с чертополохом».

Так переживания героя совпали с внутренней драмой актера, что в итоге помогло Тихонову сделать образ учителя Мельникова живым и глубоким. Позже Вячеслав Васильевич признавался: «Теперь уже, задним числом, я понимаю, что в этом и состоит талант режиссера: увидеть в актере то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревает. Сейчас я осознаю, какое счастье, что я все-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своем, заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кино».

Фильм стал событием и для жены Ростоцкого, актрисы Нины Меньшиковой, которая выразительно сыграла косную учительницу литературы Светлану Михайловну, которая, по сути, побуждает детей писать ложь в сочинении о том, как они понимают счастье. Эта работа Меньшиковой стала единственной в фильмах мужа. И первой в ее актерской судьбе «отрицательной» ролью.

Красавица Ирина Печерникова трепетно сыграла влюбленную в Мельникова молодую учительницу английского языка, наделенную, как и ее кумир, педагогическим талантом, душевным даром понимать детей, «переживать чужое страдание более остро, чем свое». Для нее эта роль стала поистине звездной. Актриса, впоследствии много работавшая в кино, так и осталась в народном сознании «той самой Печерниковой» из «Доживем до понедельника».

Фильм снимался в Москве, в микрорайоне Медведково. Новости оттуда до Госкино доходили быстро. Ровно в тот момент, когда съемки картины были закончены, пришла бумага из главка, где было написано, что запуск фильма «Доживем до понедельника» стал «главной ошибкой Киностудии имени Горького». А когда в кинокомитет отвезли смонтированную копию, там потребовали внести 28 (!) поправок. Ростоцкий воевал, как на фронте, за каждую сцену, согласившись только на три поправки. В итоге фильм завис, его не выпускали на экран до тех пор, пока «Доживем до понедельника» не показали летом 1968 года на съезде учителей.

Сначала зал холодно принимал фильм, — вспоминал Ростоцкий. — Но в финале все аплодировали стоя. Обычно сдержанные педагоги скандировали, как на хоккейном матче: «Мо-лод-цы!» С этого показа и начался грандиозный успех картины«.

«Доживем до понедельника» напечатали рекордным тиражом в 4 тысячи экземпляров и осенью выпустили на экраны страны. Позже фильм победил на Московском кинофестивале, был удостоен Госпремии СССР. С течением лет картина приобрела культовый статус, она остается едва ли не лучшей лентой о школе за всю историю нашего кино. Кирилл Молчанов написал для фильма прекрасные мелодии. Фразы из фильма: «После Петра I России очень не везло на царей», «Принципами не пообедаешь, не поправишь здоровье, не согреешься», «История — наука, которая делает человека гражданином», «Счастье — это когда тебя понимают» и еще десятки точных, умных, острых наблюдений полетели с экрана в народ.

Сразу стало крылатым и выражение «доживем до понедельника». В нем отразилась всеобщая надежда на перемены в нашей школе, в нашей исторической науке, в нашем обществе к лучшему. Мы нуждаемся в этой надежде и сегодня, спустя полвека после выхода фильма.

Так что доживем до понедельника, друзья! Непременно доживем...

Семь отличий сегодняшних школьников от их юных бабушек и дедушек

Более практичны. Если в выбранной будущей специальности химия или физика не понадобятся, то и не станут над ними надрываться.

Меньше знают, зато больше умеют. Могут написать «врочи» вместо «врачи». Но не испытывают затруднений в общении с самой сложной электронной техникой.

Целеустремлены и рассчитывают только на себя. Даже девочка из гламурной семьи, ни в чем не знающая отказа, мечтает о серьезной профессии и деле: муж завтра есть, а послезавтра нет. Но если замуж, то только по любви!

Индивидуалисты, слово «коллектив» для них мало что значит. Если девочку попросить прийти на репетицию спектакля в 8.15, она может отказаться: «Я так рано не встану». И не уговоришь.

Типичный разговор: «После школы уеду за границу». Но на встречи с ветеранами войны приходят охотно, а еще охотнее приносят портреты и рассказы о родственниках на «Бессмертный полк».

Критичны и недоверчивы к СМИ. А вот случаи недоверия к родителям очень редки.

С охотой помогают слабым — собирают деньги и игрушки для нуждающихся детей, идут волонтерами в приюты бездомных животных. При всех переменах количества доброты в душе не убывает.

Наблюдениями поделилась преподаватель русского языка и литературы славянско-англо-американской школы «Марина» Александра Духанина.

Фразы из фильма

«После Петра в России очень не везло на царей»

«Принципами не пообедаешь, не поправишь здоровье, не согреешься»

«История — наука, которая делает человека гражданином»

«Счастье — это когда тебя понимают»

и еще десятки точных, умных, острых наблюдений полетели с экрана в народ.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?