На соревнованиях по плаванию Atlanta Classic в США Евгений Сомов на 0,11 секунды превзошел рекорд России на стометровке брассом, принадлежащий трехкратному чемпиону мира Антону Чупкову. Его результат 58,72 является третьим в сезоне в мире. Но в качестве рекорда нашей страны его, увы, не засчитают.
Так почему же рекорд — не рекорд? Как сказал Евгению Сомову по телефону один из руководителей сборной РФ по плаванию, «потому что побить национальный рекорд можно либо в России, либо выступая за команду России». Откуда взялось такое правило, он не уточнил. Самого Сомова такое объяснение тоже порядком удивило.
Впрочем, сама фамилия Сомов мало что кому говорит. Она неизвестна не только журналистам, пишущим про плавание, но и российским тренерам, и спортивным чиновникам. Парню 25 лет, из них семь он живет в США. По окончании вуза завершил спортивную карьеру, работает тренером в Калифорнии. Но вдруг такое бурное возвращение после двух месяцев тренировок!
Для сравнения: у нынешних пловцов сборной России лучший результат сезона в этой дисциплине у Ивана Кожакина 59,10 — на 0,38 секунды медленнее Сомова, 10-й результат сезона в мире. Закономерный вопрос: отправится ли Сомов в Париж в качестве нейтрального российского атлета? Вот что рассказала нам Лидия КАПКОВА, руководящая молодежными сборными России по плаванию:
— В 18 лет Сомов подавал большие надежды. Очень талантливый. Выиграл летний Европейский юношеский фестиваль с великолепным результатом 2 минуты 09 секунды на 200 метров. Потом на первенстве мира стал призером в эстафете, а в личных заплывах чуть-чуть не дотянул до медали. Уехал в Америку, и мы контакт с ним потеряли. Он сейчас подаёт себя настоящим американцем. А в интервью и вовсе говорит глупости. Например, «много тренироваться не надо – только крутить байк под водой». Талантливая молодёжь и так не хочет много работать, а прочитает такие «советы» рекордсмена и вовсе забросит. Хотя Евгений тут, конечно, лукавит. До отъезда в США он тренировался очень много. Если в юном возрасте заложишь основательную базу, то в 25 лет иногда можно себе позволять вольности и поблажки.
А вот что рассказал «Труду» экс-рекордсмен мира в брассе Дмитрий ВОЛКОВ:
— Брасс за счёт послаблений в правилах получил дополнительный толчок к росту результатов. Ещё в 1980-х разрешили нам, чтобы вода через голову перетекала. При выполнении поворота позволили делать движение ногами и корпусом, как у дельфинистов. И сразу на каждом повороте мы получили выигрыш в полсекунды. Николай Панкин при установлении мировых рекордов в 1969 году делал 40 гребков на 50 метрах. Сейчас за счёт вышеуказанных факторов и улучшения техники лучшие брассисты преодолевают 50 метров за 20 гребков. Они меньше устают. Если в 1980-х на последних метрах почти умирали от бессилия на последних метрах (и я в том числе), то сейчас брассисты способны сохранять скорость и даже прибавлять перед финишем. А что на стометровке сейчас никто из наших не способен попасть на пьедестал, я считаю временным явлением. Россиянки ведь сильно плывут. Брасс вообще привыкли называть «русским стилем», потому что на протяжении десятилетий советские и российские пловцы выступали успешно и наиболее стабильно. А на 200 метров и сейчас наши смогут проплыть сильно. Мой старший товарищ по сборной СССР Робертас Жулпа выиграл Олимпиаду 1980 года и несколько чемпионатов Европы. После меня в мире доминировали Андрей Корнеев и Дмитрий Каморников – он устанавливал мировые рекорды, после них Григорий Фалько и другие сильные россияне. Именно наш человек первым в мире преодолел брассом знаковый рубеж – Роман Слуднов в 2001 году проплыл «сотню» быстрее минуты. Но если говорить о моем субъективном мнении насчёт лучшего брассиста всех времен, я на первое место ставлю Антона Чупкова. Он не был олимпийским чемпионом – «всего лишь» призером. Но чемпионаты мира и Европы выигрывал много раз, был безоговорочным мировым лидером. Плюс, человек высокой морали.
Возвращаясь к нынешнему сезону: результат 58,72 секунды уже позволил Евгению Сомову выполнить олимпийский норматив, а в Париже гарантированно попасть в финал. Но на пьедестал – нет. Мировой рекорд британца Адама Пити 56,88 секунды пока выглядит недосягаемым, да и в нынешнем сезоне он плыл намного быстрее Сомова – 57,94.
Впрочем, ещё до пика результатов ведущим брассистам далеко. Сейчас наш вид спорта стал прозрачный. Какие-то методические секреты сложно утаить. Российские тренеры и спортсмены идут вровень с самыми передовыми мировыми тенденции – в сторону уменьшения валовой нагрузки, улучшения эффективности и техники плавания. Улучшают координацию и выносливость. Не вижу препятствий к тому, что у нас появятся сильные брассисты на 100 метров. И для этой молодёжи не будет проблем с мотивацией, даже если они не поедут на Игры в Париж. Мировых лидеров турниры типа Дружбы и БРИКС не могут мотивировать, а молодёжи достаточно для роста результатов и приобретения опыта. Я хорошо помню ощущения 1984 года, когда советское руководство приняло решение отказаться от участия в летней Олимпиаде. Владимир Сальников, Сергей Заболотнов, Александр Сидоренко и другие мировые лидеры испытали шок – они более недели даже не могли тренироваться. А для меня и других, которым было лет 18, из общего графика сезона не выбило. Я не слышал, чтобы и сейчас кто-то из наших пловцов высказывал недовольство отказом от участия. Российская школа, традиции, конкурентная среда продолжают развиваться. Право принимать решение об участии на Олимпиаде полностью делегировано от спортивных ведомств к самим спортсменам. Наши лидеры Колесников, Рылов сами приняли решение не ехать в Париж, именно в знак несогласия с дискриминацией россиян по национальному признаку. Другие пока выжидают. Но я на месте наших лидеров всё-таки поехал бы. Но не только, чтобы «умыть» конкурентов, но и использовать Париж как площадку для выражения мнения. Даже если россиянам будет запрещено давать интервью, все равно невозможно помешать им выражать свои идеи. На пресс-конференциях и в микст-зоне наши будут молчать, но журналисты обязательно найдут возможности для разговора с ними. И здесь спортивная дипломатия должна эффективно отработать. Ни в коей мере не хочу ставить наших лучших спортсменов в один ряд с пропагандистами с ТВ. Но мы помним, как ещё в Мехико-1968 во времена апартеида выражали протест темнокожие атлеты США. Аналогичным образом и российских участников заранее надо подготовить, но это не должна быть спущенная сверху пропаганда. Если ты приехал в Париж, значит, высказывания будут идти от души. Я много раз видел – как порядочно ведут себя Клим Колесников, Антон Чупков в отношении соперников. Когда Евгений Рылов выиграл у Клима, тот совершенно искренне обнимал его и радовался высокому результату соперника. Когда сам Клим выиграл у Паши Самусенко, тоже сам подплыл к поверженному сопернику и высказал ободряющие слова. Я уверен, такие умные, благородные люди, будучи мировыми лидерами, могли бы выполнить в Париже дипломатическую миссию
А в целом сейчас наш вид спорта стал прозрачный. Какие-то методические секреты сложно утаить. Российские тренеры и спортсмены идут вровень с самыми передовыми мировыми тенденциями — в сторону уменьшения валовой нагрузки, улучшения эффективности и техники плавания, совершенствования координации и выносливости. Думаю, все это принесет свои плоды. У молодых пловцов нет проблем с мотивацией, даже если они не поедут на Игры в Париж. Им для роста результатов и обретения опыта достаточно даже таких турниров, как Игры дружбы и БРИКС. Право же принимать решение об участии в Олимпиаде полностью делегировано от спортивных ведомств самим спортсменам.