Сколько споров издавна идет вокруг темы почетных артистических званий! Новую их волну спровоцировала живущая теперь в Латвии Чулпан Хаматова, вполне серьезно заявившая в одном из интервью, что официальный титул «народный артист» считает «бредятиной» и готова отказаться от него в любой момент. Понятно, что у беглой знаменитости тут же нашлись горячие сторонники и не менее горячие противники. «Труд» решил, не ввязываясь в их битву, вспомнить историю вопроса и попробовать определить, насколько оправдана система званий в нынешней ситуации и сохранится ли она в будущем.
На самом деле, почетные звания появились в России гораздо раньше, чем считает большинство. Еще в Российской империи для творческих работников казенных театров в табели о рангах существовали две позиции – «заслуженный артист императорских театров» и «солист его императорского величества». После революции их упразднили и ввели новую – «народный артист республики». Любопытно, что первым обладателем регалии стал бывший солист его императорского величества знаменитый оперный певец Федор Шаляпин.19 октября 1918 года, после исполнения им партии в «Севильском цирюльнике» нарком просвещения Анатолий Луначарский вышел на сцену Мариинского театра и объявил о присвоении Шаляпину звания народного артиста. Это был экспромт: официально такой степени отличия еще не существовало. Но уже 13 ноября она была учреждена. А первой народной артисткой стала актриса Малого театра Мария Ермолова.
В 1931 году было учреждено звание «народный артист РСФСР», а 6 сентября 1936 года, ВЦИК учредил почетное звание «народный артист СССР». Удивительно, что так поздно – ведь Советский Союз к тому времени существовал больше десяти лет. И то – новшество сперва коснулось лишь театральных деятелей. Народные художники, писатели, архитекторы, учителя СССР появились позже. Первыми же, кто обрел право официально считаться любимцами всего народа, стали 14 человек, среди которых были режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, а также актер Борис Щукин, чьим именем позже было названо Театральное училище.
За 55 лет, с 1936 по 1991 год, высшего артистического звания страны удостоились 1006 человек. Одной из последних стала народной артисткой Союза Алла Пугачева. После распада СССР статус самого престижного перешел к званию «народный артист России».
Еще с советских времен вокруг «народных» образовался ореол избранных, живущих яркой жизнью, совсем не такой, как у всех остальных. «Народные» обитали где-то там – в блеске бриллиантов и софитов, на сцене, в роскошных автомобилях, госдачах, ресторанах и на курортах. Своего рода заграница в пределах родной державы. Эти люди получали до 500 рублей в месяц (сравнимо с зарплатой министра), имели право на служебный автомобиль (чаще всего черную «Волгу» – тогдашний признак роскоши), новую квартиру (обычно в домах в центре Москвы, которые назывались «совминовскими») и многие другие привилегии. Имена народных артистов выделяли на афишах красным цветом.
Отдельная интрига – казусы со знаменитостями, так и не получившими почетного звания. Среди них тоже немало ярчайших личностей – достаточно назвать кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, композитора Сергея Прокофьева, актеров Андрея Миронова, Леонида Быкова, Леонида Куравлева… В большинстве случаев за каждой такой историей стояла драма. Например, у Прокофьева в биографии было такое «темное пятно», как 15-летняя эмиграция и женитьба на иностранке…
В наши дни финансовое благополучие артистов уже практически не зависит от их формального титула и определяется прежде всего востребованностью в большом количестве проектов. Но никому не будет лишней скидка на оплату коммунальных услуг, правда? А иногда звание может повлиять и на величину оклада, но это уже в каждом конкретном случае решает администрация – допустим, театральная.
Между существующими двумя степенями артистического звания много общего: они присуждаются по схожим основаниям лицам, трудящимся в сфере искусства, присваиваются президентским указом. Однако есть и различия. Звание народного артиста, понятно, более престижно, до него дослуживается меньшее количество деятелей культуры. Главное же отличие – в требуемом стаже. «Заслуженного» можно получить через 20 лет трудов в культуре, «народного» – только через 30. Для балетных профессий эти сроки сокращаются на 10 лет.
О том, что система почетных званий имеет под собой рациональное основание, говорит и опыт других стран – например, Италии или Японии, где регалии именуются по-иному, но по сути вполне сходны с нашими. И ничего удивительного в том, что иерархию «народных» и «заслуженных» сохранило большинство бывших советских республик.
Ну а теперь послушаем, что говорят на этот счет сами деятели искусств.
Николай Басков, народный артист Российской Федерации:
– Я считаю, что в жизни каждого человека существуют два важных момента – то, что он создал, и то, как это оценило общество. Традиция почетных званий и орденов уходит в далекое прошлое, мы часто видим, как семьи гордятся достижениями своих бабушек и дедушек, а то и прабабушек и прапрадедушек. Это нормально, и потому мне кажутся странными разговоры о том, что все это надо убрать. Как – убрать память и гордость?! Упразднить ориентиры профессионализма и гражданского чувства? Люди десятилетиями отдают обществу свой созидательный труд в науке, образовании, культуре, медицине. И кто- то хочет уничтожить обычай выражать им за это благодарность?
Ольга Галактионова, генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО», ученица Марка Захарова в ГИТИСе:
– Мне думается, сохранить звания народного и заслуженного артиста РФ предельно важно. Но не менее важно сохранить и высокие критерии их присуждения. Помнится, в актерских кругах ходила цеховая шутка: Олег Иванович Янковский – последний народный артист СССР, а значит – «последний настоящий» (он действительно последний обладатель этого высшего союзного звания, потом уже присуждались только звания российские). И шутка эта не бессмысленна. В СССР случайно получить звание было невозможно. Для зрителя такой титул был знаком: идя на выступление этого артиста, ты соприкоснешься с настоящим искусством.
Сегодня нелишне напомнить, что истинно народный артист – не тот, кто часто мелькает в телешоу, а тот, кто создает яркие экранные и сценические образы, становящиеся культурным достоянием народа.
Кроме того, есть важная прагматичная часть вопроса. Звание — это существенные прибавки при уходе на заслуженный отдых. При относительно невысоких творческих пенсиях это не праздный вопрос.
Павел Токарев, музыкальный продюсер, автор и ведущий видеоканала «Сады искусств» на платформе VK видео:
– Я, как человек, много лет вращающийся в сфере академической культуры, прекрасно понимаю, насколько порой короток сценический век артистов оперы и особенно балета. Потому для них крайне важна не просто оценка их таланта и мастерства, но именно звания как барометр статуса артиста. И трижды важно это все в регионах, где регалиии музыканта оркестра, оперного певца, танцовщика, драматического или циркового артиста служат для местной власти индикатором того, что данный деятель искусств достоин поддержки.