Вечер 25 мая в Концертном зале имени Чайковского представил одного из лучших оперных басов мира и оркестр (ГСО Республики Татарстан), которым руководит дирижер с особым вкусом к аккомпанементу. «Люблю, когда ты рядом», – написал Ильдар Абдразаков Александру Сладковскому сразу после концерта на своей странице в соцсетях. Да, маэстро Сладковского любят солисты, потому что он их слушает, слышит и красиво подает – при этом неважно, начинающий перед ним музыкант или мэтр. Дирижер умеет, если надо, уйти в тень, хотя его оркестр – это амбициозный самодостаточный коллектив, поднимающий такие глыбы, как симфонические циклы Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Малера…
«Короли и дьяволы» – безусловно, притягательное для публики название. «Пиарщики – просто красавцы!» – решила я. Но, как рассказал мне Ильдар Абдразаков, на самом деле броский заголовок родился из его ролей, которые легли в основу программы. Вот «королевская» ее часть, сосредоточенная в первом отделении: арии короля Рене из «Иоланты» Чайковского, царя гуннов Аттилы из одноименной оперы Верди и князя Игоря – соответственно, из оперы Бородина.
«Дьявольский» репертуар припасли «на сладкое», и во втором отделении прозвучали куплеты, серенада и ария Мефистофеля из «Фауста» Гуно и «Мефистофеля» Бойто, а также ария злодея Дапертутто из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Вот где оба маэстро оттянулись! Ария Мефистофеля в опере Бойто, как известно, исполняется со свистом. Ильдар иногда призывает присоединиться к нему публику, но на этот раз решил посвистеть вдвоем с дирижером – и, надо сказать, у них это лихо получилось! И где только два респектабельных джентльмена во фраках этому научились? Вопрос, конечно, риторический...
А в знаменитых куплетах Мефистофеля («Люди гибнут за металл»), исполненных, кстати говоря, повторно на бис, Ильдар, к восторгу зала, забрался на дирижерский подиум к Александру Сладковскому, и в какой-то момент показалось, что они чуть ли не запели дуэтом… Но нет, просто похулиганили немножко, повернувшись друг к другу лицом, в профиль к залу, как бы меряясь силами…
Вообще то, что представили в тот вечер, уж точно нельзя назвать обычным речиталом, в котором оркестр лишь играет небольшие интерлюдии, чтобы дать солисту отдохнуть. Программа, особенно ближе к финалу, раскручивалась как настоящий баттл «Абдразаков vs Сладковский». Голос Ильдара звучал богато, объемно, восхищая глубиной, красотой кантилены. Оркестр парировал весьма эффектными и далеко не миниатюрными номерами. Особо отмечу «Половецкие пляски» с ярко прорисованными ритмическими контрастами, «Танец семи покрывал» Рихарда Штрауса (из «Саломеи»), исполненный знойным, сочным звуком, полным эротики и неги. А также – увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини и оперетте «Орфей в аду» Оффенбаха с блестящими соло скрипки, виолончели, кларнета, гобоя… Чувствовалось, что все у казанцев сделано, отрепетировано, проработано в деталях.
Между тем я сидела и думала о метаморфозах акустики зала имени Чайковского: в последние годы она была, конечно, значительно улучшена, и все же ее трудно назвать совершенной. Однако что-то произошло в тот вечер – звук поражал красотой: на минуту даже показалось, что все происходит в венском Музикферайне или амстердамском Концертгебау… И это мнение разделяют многие мои коллеги, которые были на концерте. Похоже, такой солист и такой оркестр действительно способны волшебным образом наполнить зал особым звучанием.
Кстати: Госоркестр Татарстана был и остается единственным региональным симфоническим коллективом, у которого есть свой собственный абонемент в Московской филармонии. В трех концертах будущего сезона (абонемент № 22) Александр Сладковский представит любопытные «парные» композиторские программы: советскую (Прокофьев – Шостакович), британскую (Бриттен – Холст) и австрийско-немецкую (Моцарт – Рихард Штраус). И конечно, будут солисты: Дмитрий Шишкин, Алена Баева и Альбина Шагимуратова. А значит, нам предстоят новые яркие баттлы.