26 мая 1883 года в Москве освятили храм Христа Спасителя — событие, которое тогдашние «Современные известия» назвали запоздавшим как минимум на полвека. Ведь Александр I, в декабре 1812 года издавший манифест о строительстве храма в ознаменование победы над Наполеоном, хотел, чтобы работы завершили за 15 лет. Почему же не удалось осуществить задуманное в срок? И что за легенда о проклятии игуменьи связана с этим местом?
Таких грандиозных торжеств, какое изображено на гравюре Афанасия Афанасьева, датированной 12 октября 1817 года, Воробьевы горы еще не видели! Полмиллиона зрителей — практически все население той Москвы, 50 тысяч войска, Александр I со своим двором и свитой, духовенство. И, конечно, сотни ветеранов Отечественной войны, еще бодрые, при всех регалиях. Среди почетных гостей — только что получивший звание академика архитектуры и Владимирский крест Александр Витберг. Его проект храма Христа Спасителя, представленный на конкурс, привел императора в такой восторг, что тот доверил 28-летнему художнику, известному лишь живописными работами, но не построившему ни одного здания, руководить возведением собора. Закладке храма и были посвящены торжества на Воробьевых горах.
Почему именно там? Знаменитые зодчие, участвовавшие в конкурсе (А.Н. Воронихин, Дж. Кваренги, В.П. Стасов), предлагали Поклонную гору, Фили, сам Витберг хотел было строить в Кремле. Но согласился на Воробьевы горы, которые Александр I за великолепную панораму называл короной Москвы. Выбранное место было еще и символично: на пересечении старой Смоленской и Калужской дорог — по одной Наполеон входил в Москву, а по другой покидал ее.
Фото из открытых источников
Величественное сооружение, больше собора Петра и Павла в Риме, должно было анфиладами спускаться к реке. Оно состояло из трех храмов, причем нижний, Рождества Христова, собирались вырыть в толще горы. В нем шли бы панихиды в память о погибших, чьи имена хотели высечь на стенах — все до единого: и офицеров, и солдат. На поверхности земли, по проекту, расположен второй храм — Преображения, с расходящейся в две стороны колоннадой из стволов трофейных орудий (около 600). И наконец, третий храм, Воскресения Христова, как бы парит над ними. Общую стоимость строительства Витберг оценил в 16 млн рублей (по нашим деньгам — порядка 12 млрд). Попытались было собрать деньги по подписке, но дело шло туго. И тогда большую часть средств император выделил из казны.
Ну а дальше произошло то, что предсказывали специалисты (например, инженер-генерал-майор Николай Яниш) и о чем архитектор-самоучка Витберг не имел ни малейшего понятия: зыбучий грунт «поплыл». Семь лет прошло в бесплодных попытках завершить нулевой цикл. А еще хищения и растраты, проблемы с доставкой камня, штрафы. В итоге после смерти Александра I проект остановили. Созданная Николаем I комиссия в 1827 году постановила: «На избранном месте строить столь огромного здания нельзя, потому что части Храма и его фундамента углублялись бы ниже крепкого слоя...» Обнаружилась и растрата в 1 млн рублей, и Витберга с подрядчиками отдали под суд (позже император, убедившись в невиновности архитектора, вернул его из ссылки). Так завершилась первая попытка построить храм...
Но Николай I (который, кстати, тоже присутствовал на церемонии на Воробьевых горах) считал своим долгом завершить начинание брата. Опять устроили конкурс, правда, на этот раз императору не понравился ни один из вариантов. Он решил сам назначить архитектора и финансировать строительство полностью из средств казны. Выбор пал на Константина Тона, чьи проекты в русско-византийском стиле были по душе Николаю, недолюбливавшему «всякие пантеоны». Новой была и площадка для храма: самый центр, Волхонка — тогда она звалась Чертолье. Правда, тут располагался древний Алексеевский монастырь с уникальной двухшатровой церковью — единственной в городе. Но императора подобные «мелочи» не волновали. Постройки обители разрушили, а сестер переселили в Красное Село (сейчас это между метро «Красносельская» и «Сокольники»). Рассказывают, что разгневанная таким самоуправством игуменья наложила заклятье на Чертолье, пообещав, что здесь ничто дольше полувека не простоит...
Фото из открытых источников
Торжественная закладка нового храма Христа Спасителя состоялась 10 сентября 1839 года. Закладной камень перевезли с Воробьевых гор. А строительные леса с собора сняли уже при следующем императоре, Александре II, в 1860-м. После этого 28 художников, в числе которых были и Федор Бруни, Василий Верещагин, Иван Крамской, Владимир Маковский, Василий Суриков, взялись за роспись внутренних помещений. А Петр Клодт, Александр Логановский и Николай Рамазанов — за создание мраморных изваяний (некоторые из этих горельефов ныне хранятся в Донском монастыре). И 177 мраморных мемориальных плит с фамилиями награжденных и погибших офицеров, отличившихся частей и военачальников (идею Витберга все-таки реализовали, хоть и в усеченном виде).
26 мая 1883 года состоялось освящение храма, на котором присутствовал недавно коронованный Александр III. А главными гостями были три десятка георгиевских кавалеров — совсем уже состарившиеся участники войны 1812 года. С тех пор именно в храме Христа Спасителя проходили главные торжества в честь той Победы. Ее отмечали на Рождество, 25 декабря: считалось, что именно в этот день последний французский захватчик покинул территорию России. Так продолжалось 48 лет...
А 5 декабря 1931 года большевики сделали с собором то же, что веком раньше — Николай I с монастырем: полностью разрушили. И аргументы были похожие: площадка нужна для следующего грандиозного строительства — на этот раз речь шла о возведении Дворца Советов.
А теперь перенесемся на три десятилетия вперед. 16 июля 1960 года все центральные и московские газеты вышли с сообщениями о новом достижении СССР: в Москве появился самый крупный в Европе открытый бассейн. Да, надо было что-то делать с огромным котлованом на месте так и не построенного Дворца Советов (сначала помешала война, а потом раздумали).
Попасть в бассейн мог любой желающий, достаточно было купить билет: по 1,2 рубля — в будние дни, по 1,5 — в выходные и вечером. Впрочем, по билетам шли только новички. Люди бывалые приобретали абонементы: в этом случае посещение обходилось в 50, а то и в 30 копеек — как пара пачек сигарет или мороженое. Справки от врача не требовалось: в бассейне действовала мощная система очистки. Воду пропускали через песчаные фильтры, а потом хлорировали. В первые 10 лет еще и включали бактерицидные установки, но потом решили, что и так хорошо.
Протоиерей Алексей Уминский позже вспоминал: «Бассейн «Москва» — это самые прекрасные годы моего отрочества. Тогда мы понимали лишь одно: в самом центре Москвы есть потрясающее место... Представьте: темная Москва, о-свещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада. Я не скучаю по бассейну, просто не могу вычеркнуть из своей жизни это воспоминание».
Не все знают, что первоначально бассейн пытались наполнить морской водой: под Москвой на глубине 1000-1400 метров находится целое море. Но когда начали бурить, выяснилось, что проходке мешает что-то твердое. Оказалось — по всей чаше глубже 70 метров находятся скважины, заполненные сплавом свинца и олова. Его заливали для укрепления фундамента храма Христа Спасителя: собор строили на столетия, кто же знал, что он не простоит и полувека.
Впрочем, у бассейна судьба оказалась еще короче. Уже в начале 1990-х его закрыли: не вписался в новые экономические реалии. А в 1994 году в многострадальном котловане начались очередные работы, на этот раз — по воссозданию храма Христа Спасителя. Нынешний собор, освященный в августе 2000 года, считается условной копией предшественника. В изначальной версии, конечно же, не было ни подземного гаража с автомойкой, ни вместительного концертного и трапезного залов и прочих изысков. А еще в соборе появился нижний, Спасо-Преображенский храм, построенный в память о находившемся на этом месте Алексеевском монастыре (его главный придел был как раз в честь Преображения). То ли чтобы восстановить историческую справедливость, то ли подстраховаться от гнева вспыльчивой игуменьи. Не дело ж каждые полвека восстанавливать кафедральный собор...