Главная Культура 17:49 28 Марта 2023 1889
С несвоевременными мыслями о прощении

Их навеяли Валерий Гергиев и «Китеж» Римского-Корсакова

Сергей Бирюков
«Китеж» требует от исполнителей (Феврония – Ирина Чурилова, Всеволод – Александр Трофимов) не только музыкантской, но и большой человеческой зрелости. Фото Александра Шапунова предоставлены Фондом Валерия Гергиева

Ну какой еще театр может не просто привезти в Москву «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, но сделать это даже более чем однажды на протяжении года? При том что опера эта – одна из ключевых и сложнейших для исполнения во всем русском репертуаре. И в столице уже много лет ни на одной сцене не идет… Конечно, такое под силу только Мариинскому театру неуемного Валерия Гергиева.

Уточним: год назад мариинцы привозили в зал «Зарядье» лишь третье действие. Это было нечто вроде гергиевского экспромта, когда во внезапно грянувшей после 24 февраля ситуации надо было срочно уравновесить запланированный старт «космополитичного» вагнеровского «Кольца нибелунга» сильным русским «зачином». Тогда Валерию Абисаловичу показались наиболее соответствующими моменту самые трагические страницы «Китежа».

За прошедший год мы многое передумали, и пусть картина мира далеко еще не утвердилась хоть в какой-то новой полноте, Гергиев, похоже, счел, что пришла пора исполнить самую масштабную и философскую из русских классических опер во всей ее целостности.

Снова уточним: речь о целостности музыкальной. Привезенная на минувшей неделе в полюбившееся мариинцам «Зарядье» версия – так называемая полусценическая. Когда лишь самые лапидарные декорации оттеняют музыкальное действие. И результат поразил. Более того – он, на мой вкус, сильно аргументирует против сформировавшейся за последние десятилетия культуры так называемой режоперы, когда в анализах постановок три четверти их объемов посвящались тому, насколько режиссер перевернул вверх дном замысел композитора. И если, допустим, речь о «Китеже», то мы долго чесали затылок, пытаясь расшифровать, что за тьму символических жестов и мелких швыряемых предметов обрушил на нас Эймунтас Някрошюс в спектакле Большого театра 2008 года или как четырьмя годами позже стараниями Дмитрия Чернякова в Нидерландской опере поэма о всепрощающей любви обернулась кровавыми приключениями наивной селянки в бандитском городе.

Ничего этого в версии Алексея Степанюка, приспособленной Кристиной Лариной для «Зарядья», нет. А есть простейшие задники, соответствующие (по большей части – буквально) тому, что написано в либретто Владимира Бельского – деревянный Малый Китеж, белокаменно-златоглавый Великий Китеж и главный визуальный лейтмотив этого спектакля – заповедный лес, вначале живой, потом спаленный войной и под конец волшебно преобразившийся в райский сад, за которым – небесная синь грез умирающей Февронии. Все!

А что еще надо, если опера и так до предела насыщена символикой, от легендарного сюжета о чудесном спасении города от врага до музыкального языка, полного аллюзий едва ли не на все пласты традиционной русской интонационности. Здесь и знаменный распев, и духовный стих, и колокольные ритмы, и плачи, и протяжная песня – в окружении птичьего щебета и лесного шелеста. Не забыты и смелейшие открытия русских композиторов: как, например, «по-мусоргски», в духе староверческой мистики «Хованщины» вдруг начинают петь в самые сокровенные моменты оперы Феврония и Всеволод! Не обойден стороной и высочайше ценимый Римским-Корсаковым Вагнер. Но в каждой ноте – это именно он, Римский-Корсаков с его и не снившейся Вагнеру напевностью и, да простится мне это бесхитростное неискусствоведческое слово – добротой, к которой нараспашку устремляется в ответ слушательская душа. В этом качестве у Николая Андреевича нет конкурентов даже среди самых гениальных композиторов. А ведь она, доброта, в таком дефиците не только в сегодняшнем искусстве, но в самой жизни…

В безграничной доброте – главная сила героини на ее пути к подвигу (татарский богатырь Бурундай – Глеб Перязев, пьяница-предатель Гришка – Николай Гассиев)

Задача постановщиков – лишь не помешать этому прекрасному плетению музыки. И они с ней справились.

А Гергиев и его сценическая дружина сполна тем воспользовались. Что, надо признать, даже таким суперпрофессионалам, как мариинцы, дается не всегда («Не спеши, когда спешить нельзя», 22.11.2022), но сегодня не о том речь. На высоте были практически все: исполнитель благородно-трагической роли Поярка Алексей Марков, монументальный Юрий Воробьев в партии князя Юрия, смачные «татары» Глеб Перязев и Мирослав Молчанов, светлоголосый Александр Трофимов – княжич Всеволод. Заслужил свою отдельную овацию интерпретатор апокалипсической по смыслу роли Гришки Кутерьмы Николай Гассиев. Ну и особый респект – Ирине Чуриловой. Если прошлой весной она более-менее аккуратно воспроизводила нотный текст партии Февронии, огорчая металлической резкостью голоса, то теперь «металл» почти совсем ушел, а на его место пришли благородная глубина и вдохновенная лепка образа несравненной теплоты. Гергиев все-таки лучше нас, сторонних наблюдателей, знает, кого из артистов пестовать и на кого делать ставку.

Заслуженный поцелуй исполнительнице главной женской роли от ее «супостата» по сюжету и коллеги по сцене

Сам же он на протяжении трех с лишним часов уверенно вел исполнение музыки потрясающего мелодического богатства и многокрасочности. Отдельные сбои (вроде легкого разброда на пару тактов в начале четвертого действия с его особенно сложной хроматикой) не в счет. Что пенять за такие мелочи, если уже несколько дней благодаря мариинцам в голове не перестают звучать дивные мотивы «Китежа». Да ведь и сама эта опера – о прощении, в котором – главное спасение.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9353
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7054
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?