Начнем наш обзор с итогов командного первенства Европы, закончившегося на днях в Словении. Российская женская команда (Александра Горячкина, Екатерина Лагно, Полина Шувалова, Валентина Гунина и Алина Кашлинская) досрочно за тур до окончания заняла первое место, выиграв все девять матчей. Мы уже воспринимаем это как должное, категорически не признавая иного результата и забывая порой, как нелегко эти победы даются. В частности, решающий (как потом выяснилось) матч со сборной Грузии, выиг-ранный россиянками со счетом 3:1, развивался изначально отнюдь не «по нашему» сценарию. К счастью, Шуваловой удалось выпутаться из крайне сложной ситуации в партии против Саломе Мелия и даже победить, а Гунина на ровном месте переиграла Мери Арабидзе. Понятно, что исход этого противостояния имел колоссальное значение, ведь в других матчах грузинки сделали лишь одну ничью и завоевали второе место. И все-таки стоит только посмотреть на блестящие личные результаты наших шахматисток, как сомнения в закономерности победы женской сборной России отпадут.
В мужском турнире события развивались куда более увлекательно (с точки зрения интриги) и драматичнее. После пяти туров лидировали сразу шесть сборных (Азербайджан, Венгрия, Россия, Украина, Армения, Нидерланды). В шестом туре сборная России (Александр Грищук, Даниил Дубов, Владислав Артемьев, Кирилл Алексеенко, Андрей Есипенко), обыграв венгров, вышла на чистое первое место. Увы, в следующих двух матчах мы потерпели поражения с одинаковым счетом 1,5:2,5, уступив, как потом выяснилось, будущим победителям турнира украинцам и французам. В итоге чемпионом Европы, несколько неожиданно, стала сборная Украины, не имевшая в составе ни одного семисотника, а серебряным призером — отставшая по дополнительным показателям сборная Франции. Здесь как раз сенсации нет. Заполучив в свои ряды Алирезу Фируджу, французы, у которых есть еще один топ-игрок — Максим Вашье-Лаграв, автоматически оказываются в числе фаворитов любого соревнования. Кстати, Фируджа на первой доске показал фантастический результат 8 из 9, войдя в суперэлитарный клуб 2800+. А вот его коллеги по команде сыграли не столь здорово. Однако в нужный момент Максим Лагард, набравший в итоге лишь 3 из 7, обыграл Есипенко, что в итоге отбросило сборную России на общее шестое место. Многие посчитали это провалом, но я бы не был столь категоричен. Обратим внимание: огромное большинство поединков между ведущими командами заканчивается со счетом 2:2 и 2,5:1,5, ведь, когда встречаются игроки с рейтингом 2650 и выше, вероятность ничейного исхода зашкаливает. Это значит, что любая случайность кардинально влияет на результат, а соревнования, в общем-то, превращаются в лотерею. Такова обратная сторона прогресса в области роста качества игры и домашней подготовки. В этот раз россиянам не повезло, но уверен, в другой день и час расклад сил в первой шестерке, а то и десятке мог быть противоположным. И, наверное, стоит сказать, что это был не сильнейший вариант сборной России. По крайней мере шахматиста, о котором речь пойдет дальше, там явно не хватало.
Когда вы будете читать эти строки, в столице ОАЭ городе Дубае уже стартует матч на первенство мира между действующим чемпионом норвежцем Магнусом Карлсеном и россиянином Яном Непомнящим. Если не поддаваться ура-патриотическим настроениям, безусловным фаворитом является Карлсен. Действующий чемпион мира много лет бессменно возглавляет рейтинг-лист, имеет большой и, главное, победный опыт матчей за шахматную корону, одинаково силен при игре с любым контролем времени. С огромной долей уверенности можно сказать, что нервная система Карлсена более устойчива. Крайне редкие поражения не только не выбивают его из колеи — после них он собирается и играет сильнее, чего не скажешь о российском шахматисте. Есть немало доводов и в пользу Непомнящего. Он достаточно удачно играл с норвежцем в пору их юности, а это нередко помогает в личных встречах и в последующие годы, даже если карьеры игроков складываются по-разному. Не то чтобы Карлсен добился всего, а Непомнящий, что называется, «пробил дно», но предположить еще несколько лет назад, что Ян (несмотря на свой очевидный огромный потенциал) сыграет матч на первенство мира, было просто невозможно. Это я к тому, что россиянин кардинально усилился, и как мы надеемся, продолжает это делать. Стал ли играть сильнее Карлсен? Вне всякого сомнения, он прибавил в теоретической подготовке и, как это смешно ни звучит, знает о шахматах больше. Но вот что касается столь необходимых запасов энергии и мотивации, ситуация не столь однозначна. Можно найти изъян и в вышеупомянутом победном опыте Магнуса и сделать неожиданное предположение, что матчи не самый любимый вид состязания для Карлсена. Вспомним, как нелегко для него складывался второй матч с Анандом, а Каруану и Карякина он «дожал» лишь на тай-брейках, не сумев добиться преимущества по счету в основной классической части. Ну и не будем забывать о ничейных тенденциях в современных шахматах, которые мы обсуждали, говоря об итогах командного первенства Европы. Конечно, независимо от симпатий надеемся на яркий результативный матч, и нам очень бы не хотелось увидеть сплошные ничьи по сценарию поединка Карлсен — Каруана. Впрочем, если что-то подобное случится, пусть удача повернется к Яну. Довольно прогнозов, а о ходе первых партий — в следующем обзоре.