Работа разведчиков-нелегалов окрашена романтическим флером. Иногда даже возникает вопрос: а они на самом-то деле существуют или придуманы Ле Карре? Существуют! НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической книге «Женщина, которая умеет хранить тайны» полковника Службы внешней разведки (СВР) Елены Вавиловой, 20 лет вместе с семьей прожившей в этом качестве за границей.
А помните сцену, когда происходил большой обмен заключенными и президент лично встречал у трапа самолета Дульцевых? Особенно зрителей тронул последующий комментарий Пескова: «Дети нелегалов узнавали вчера у родителей, кто их встречает. То есть они не знали, кто такой Путин. Так работают нелегалы-разведчики, на такие жертвы идут».
И вот наконец нам представилась возможность познакомиться с жизнью этих людей, что называется, из первых уст. Ждали мы, разумеется, нечто героическое. Недаром же название романа Елены Вавиловой, имевшее некий мелодраматический привкус, на экране превратилось в эпическое — «Русские». Сразу вспомнилась знаменитая фраза из «Сибирского цирюльника»: «Он русский, и это многое объясняет». И правда: главным героям супругам Готье (а на самом деле — Вере Свибловой и Антону Вязину) предстоит добыть информацию, которая может спасти страну.
Оказывается, в США разработан план, по которому сначала экономика России окажется под контролем врага, а потом и должность главы государства займет «правильный» человек. Вымышленное имя одного из заговорщиков с нашей стороны (Хованский) и название компании («ЮГОС») вызывают ассоциации с известным в нулевых годах олигархом и его нефтяной империей. Видимо, это должно придать достоверности происходящему на экране и, следовательно, всем подробностям житья-бытья разведчиков.
Однако, прежде чем погрузиться в них, зрителю приходится преодолеть две преграды. Во-первых, понять, кто из внешне похожих суровых мужчин в строгих костюмах служит в СВР, а кто в ФСБ (или каких-то других компетентных органах). Каковы отношения между ними в целом, а также в подразделениях каждого по отдельности. Потому что помимо «ведения» нелегалов Готье они постоянно заняты еще отловом американских шпионов и поиском «кротов» в своих рядах. Легко запутаться. Во-вторых, смириться с фактом, что все многочисленные персонажи проекта, включая сотрудников ФБР и Пентагона, говорят на чистейшем русском. Понятно, почему авторы отказались от английского с закадровым переводом. Все-таки две трети сюжета разворачивается в США, аудитория просто устала бы от трескотни. Но ничего, после второй-третьей серии привыкаешь.
Самое увлекательное в «Русских» — это действительно детали. Интересно, например, наблюдать, как будущих нелегалов мэтры разведки учат ничем не отличаться от иностранцев. Пьешь чай, оставив ложечку в чашке, — выдал себя: ее надо вынимать. Считаешь что-то на пальцах — начинать надо не с мизинца, а с указательного, и не загибать их, а разгибать. Это уж не говоря об умении говорить по-английски с французским акцентом, раз уж выдаешь себя за выходца из Канады.
Шпионский триллер требует еще и множества эффектных ходов, позволяющих держать зрителя в напряжении. Тут одними убийствами — а их в «Русских» полным-полно — не отделаешься. (Кстати, в ходе съемок были задействованы четыре десятка каскадеров.) Но самыми острыми становятся сцены, где герои оказываются на грани провала и практически чудом избегают его. Их, таких сцен, в сериа-ле даже больше, чем трупов с дыркой в голове.
Хотя местами они выглядят довольно забавно. Вот Жорж Готье (Петр Рыков) играет в гольф с полковником Пентагона Грином, а Кэтрин Готье (Екатерина Молоховская) в это время пробирается в полковничью машину. Но хозяин должен срочно уехать, и Кэтрин, мало того что остается незамеченной за креслом водителя, так в этом положении еще и умудряется изучить какие-то бумаги. Вот она же прячется за спинкой дивана в кабинете Грина, когда он внезапно вернулся домой. А ровно в тот момент, когда на симпозиуме в Жорже узнают русского, арабский террорист взрывает все к чертовой матери вместе с сотрудниками ФБР. И так в каждой серии, иногда не по одному разу. Везет же нелегалам!
Шпионская звезда благосклонна к ним и по части нужных встреч. Если какая-то девица в состоянии депрессии угоняет машину, где находятся дети Готье, то потом, когда все завершается благополучно, угонщица оказывается дочкой сенатора. Девушка моментально проникается симпатией к Кэтрин и приводит ее в дом своего отца, неисчерпаемого источника информации. Не удивительно ли?
В самом финале, уже после сцены обмена разоблаченных супругов Готье, сильно смахивающей на «Мертвый сезон», в кадре появляется сама Елена Вавилова и ее муж Андрей Безруков. Они говорят, что сериал посвящен всем тем, кто во благо Родины несет свою службу за границей и чьи имена мы никогда не узнаем. После этих слов уже и не хочется гадать, что из показанного в «Русских» соответствовало действительности, а что нет. В конце концов разведчики имеют право говорить правду о своей работе, скрывать ее или даже делать из нее эффектную киноисторию.