Очередная спецоперация по возвращению в Россию ее живописных шедевров завершилась на уходящей неделе их доставкой к месту постоянной прописки — в Петербург. Более 300 произведений, среди которых работы Малевича, Филонова, Кандинского, Шагала, Васнецова, Верещагина, Кипренского, Кустодиева и других великих отечественных мастеров, доставлены из испанской Малаги без приключений. «Вторых Хельсинки», по счастью, не случилось.
Напомним: месяц назад таможня Финляндии по собственному почину, без всяких оснований, арестовала картины Эрмитажа и еще нескольких отечественных музеев, возвращавшихся с выставок в Италии и Франции. Потребовались усилия дипломатов и специалистов, чтобы вызволить полотна, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства.
Первый и пока единственный зарубежный филиал Русского музея открылся в Малаге семь лет назад. Для маленького городка с большой историей (основан в VIII веке до нашей эры, родина Пикассо) это стало важным событием. Сам факт, что финансирует работу филиала и все его выставки местная мэрия, говорит о многом. И какие выставки! Вот только недавние примеры: «Война и мир в русском искусстве» (180 картин), «Авангард в русском искусстве первой половины ХХ века» (80 произведений живописи и скульптуры), «Достоевский из Русского музея», «Маяковский — художник и поэт»... Что ни экспозиция, то открытие для испанцев. «Увидел картины баталиста Верещагина и понял: русские не варвары» — вот одна из множества характерных записей в книге отзывов.
Четыре фургона, 75 ящиков и восемь валов с накрученными на них масштабными полотнами — эти 9 тонн драгоценного груза прошли через всю Европу в целости и сохранности, преодолев наконец и злополучную финскую границу. Тревога наших музейщиков понятна: страховая стоимость возвращаемой коллекции такова, что ее то и дело пытаются, особо не разбираясь, выдать за собрание предметов роскоши, подпадающих под санкции. Это уж не говоря о культурной ценности, которая вообще не поддается измерению.
«Конечно, нам пришлось понервничать, — признается гендиректор Русского музея Владимир Гусев. — По счастью, все вернулось в целости и сохранности. В самой же Малаге с коллекцией расставались со слезами на глазах. Буквально! Благодаря четырем нашим временным выставкам, работавшим там с середины апреля прошлого года, местный филиал Русского музея вошел в число самых популярных достопримечательностей этого города, считающегося одним из центров испанского туризма.
И в последние месяцы поток посетителей выставки «Война и мир» не иссяк. Люди приезжали из других городов, из соседней Франции, чтобы поразмышлять, стоя у картин наших художников: почему человек все время воюет, что мешает ему жить в мире и дружбе с соседями? Вот какое впечатление производит российское искусство, какие мысли порождает! Культура противостоит войнам.
Владимир Гусев не скрывает, что беспроблемному возвращению коллекции домой Русский музей во многом обязан испанским коллегам и властям Малаги. Но благодарить их поименно, признался, опасается — не дай бог, обвинят приличных людей в симпатии к России. Вот до чего дошло дело... Что касается самого филиала, он продолжит работу, насколько это будет возможно. Сейчас его залы заполняются работами российских мастеров из Музея Пикассо и других европейских коллекций.
P.S. В парижском Центре Помпиду отказались принять пожертвование от Фонда Владимира Потанина. Оно должно было поступить туда нынешней осенью на проект по пополнению и изучению коллекции российского современного искусства. Речь идет о сумме, превышающей полмиллиона евро. Руководство Центра сочло этот благотворительный взнос «источником смущения».
По распространенной версии, дело в давлении со стороны патронов-спонсоров, пригрозивших руководству Центра карами, если оно продолжит сотрудничество с русскими. Что ж, хозяин — барин. Однако для русского искусства это вопрос достаточно принципиальный. Чтобы оставаться частью мирового культурного достояния, оно должно присутствовать в международных коллекциях, в том числе трех крупнейших — в нью-йоркском Музее современного искусства MoMA, галерее Тейт в Лондоне и Центре Помпиду в Париже...