
За последнее время в СМИ просочилось немало случаев, связанных с ЧП на российских стройках. Их участниками оказались как российские граждане, так и трудовые мигранты. Например, в Калининградской области менее чем за год произошло четыре ситуации, когда приезжие строители получили травмы во время работы.
Также в середине осени зампред по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов обратился в Следственный комитет РФ с просьбой взять на контроль расследование еще одну историю из Калининградского региона. Речь идет о гибели среднеазиатского рабочего-мигранта Аваза Ибройимова, который три года назад сорвался на объекте со строительных лесов.
Дело о нарушениях Трудового законодательства при оформлении погибшего рабочего Ибройимова со стороны его работодателей из ООО «Анкор-Плюс» и его трагической гибели сейчас рассматривается в Калининградском областном суде. Попытка родственников Ибройимова добиться правды и справедливости затянулась на много месяцев. Руководство строительной компании, на которую работал погибший, отказывается признавать сам факт трудоустройства этого рабочего. Директор ООО «Анкор-Плюс» Андрей Королев ссылается на отсутствие договора с Ибройимовым. Однако, как выяснилось, это обычная практика для некоторых недобросовестных работодателей, которые нанимают трудовых мигрантов в обход официальных процедур, выплачивая им так называемую «серую» зарплату.
На минувшей неделе состоялось судебное заседание, где рассматривался иск семьи Ибройимова к компании OOO «ДСП -строй», которая приглашала мигранта на работу и выписывала ему пропуск на стройку. В строительном бизнесе такая практика, когда в рекрутинге рабочей силы принимают участие несколько фирм, дело обычное. Не случайно российские законодатели решили ужесточить законодательство в этом плане, постановив, что отвечать за рабочих-мигрантов должна та компания, которая их принимает, оформляет и отправляет на стройплощадку. Случай с Ибройимовым произошел раньше, чем были приняты законодательные нововведения, поэтому поиск виноватых в этом деле затянулся. К тому же, ООО «Анкор-Плюс», где по факту трудился погибший, уже признано банкротом. Однако люди, руководившие фирмой, уже создали новые компании.
В процессе судебного заседания представители ООО «ДСП-строй» легко доказали, что их общество не имело отношения к строительному объекту, где погиб рабочий. По словам представителя этой компании адвоката Виктора Дорохина, судом было установлено, что он упал со строительных лесов на строящемся объекте компании «Анкор-Плюс».
Между тем, суд заслушивал и объяснения экс-директора ООО «Анкор-Плюс» Королева, который придерживался прежней позиции и тоже отрицал свою вину и всякую причастность своей бывшей компании к трагическому инциденту с Ибройимовым. Однако в распоряжении суда оказалась информация о том, что зарплату на банковскую карточку погибшему перечислял бригадир отделочников ООО «Анкор-Плюс» Воробьев, что фактически подтверждает факт работы Ибройимова в этой компании. Однако допрошенный в суде предприниматель Королев отмёл эти подозрения, сообщив, что бригадир давно был уволен из ООО «Анкор-Плюс», и если и перечислял Ибройимову какие-то деньги, то делал это вовсе не по поручению руководства компании и не в качестве платы за проделанную на стройке работу. В то же время бывший бригадир Воробьев признался следствию, что работал на своей ответственной должности в компании ООО «Анкор-Плюс» как раз в то время, когда погиб Ибройимов. Кроме того, журналистам удалось получить копию «Заявки от организации ООО «Анкор-Плюс» на продление постоянных пропусков для физических лиц», где в числе работников на получение пропуска значится Воробьев Виталий Анатольевич, а также «Акт визуального осмотра», в котором подпись от имени бывшего бригадира стоит в графе «Производитель работ ООО «Анкор-Плюс».
Чтобы принять законное и справедливое решение, теперь суду предстоит изучить эти противоречивые показания. Очевидно, что недобросовестный работодатель должен быть привлечен к ответственности, а семья погибшего – получить полагающуюся компенсацию. Дело Ибройимова затянулось, а ведь на очереди еще расследования других подобных трагических историй, по развязкам которых общественность будет судить как о применении нового российского закона, так и о способности властей навести порядок на стройках.