Главная Культура 00:05 26 Июля 2024 3691
В непростые времена люди ищут ответы на вечные вопросы

Популярная телеведущая и актриса убеждена, что рост интереса к классическому искусству неслучаен

Дарья Ефремова
Сати Спивакова - актриса, телеведущая, а теперь еще и куратор музыкальных программ. Фотографии из личного альбома

27 июля на ВДНХ открывается VII Международный фестиваль искусств «Вдохновение», в котором примут участие более 300 артистов из России, Франции, Ирана, Бразилии, Чили, ЮАР и других стран. В числе самых заметных событий — уличное шоу в сценографии лауреата «Золотой маски» Тимофея Рябушинского, кукольное представление «Антуко» чилийского художника Сантьяго Тобара, моноспектакль «Мечты горничной» французского театра Telmah Okus Pokus. Хитами обещают стать также концерты пианистки Екатерины Мечетиной, аккордеониста-виртуоза, дирижера и композитора Петра Дранги, вечер джаза в исполнении оперной звезды Анастасии Белуковой и композитора Александра Покидченко, моноспектакль Александры Урсуляк «Хорошие песни». Есть о чем поговорить с куратором музыкальных программ праздника, популярной актрисой и телеведущей Сати Спиваковой!

— Уважаемая Сати, диапазон музыкальных направлений фестиваля впечатляющ — от академической музыки до неоклассики, от романса до джаза. Почему выбор пал именно на эти стили и исполнителей?

— Традиции фестиваля таковы, что все эти годы он специализировался прежде всего на театральных проектах, музыкальная же его составляющая только начинает формироваться. И организаторы пригласили меня помочь с этой новой частью праздничной программы. Должна заметить, что и для меня роль музыкального куратора — своего рода премьера. И я решила ориентироваться на свои музыкальные пристрастия, задав себе вопрос: какие три разножанровые программы и в чьем исполнении мне самой было бы интересно услышать?

— В последние годы возрос интерес к классической музыке, академические залы не пустеют, даже несмотря на кусачие цены билетов. Что это — конъюнктура, умелое продвижение со стороны менеджеров, о чем писал знаменитый Норман Лебрехт в своей книге «Кто убил классическую музыку», или нечто более глубинное?

— Норман Лебрехт — сам еще тот конъюнктурщик! Интерес же к классической музыке у нас в стране последние годы действительно возрос. Причина, мне кажется, в том, что в непростые времена люди ищут ответы на вечные вопросы, стремясь к духовному катарсису, утешению, очищению. А что, как не классическая музыка, может это подарить?

Одним из выражений музыкального естества Сати Спиваковой стал спектакль Театра Наций «Наше все...» Тургенев. Метафизика любви«, сыгранный с Владимиром Кошевым

— Но почему современная музыка, даже самая мастерская, не трогает так, как Бах, Моцарт, Шопен, Чайковский?

— Категорически не согласна уже с самой постановкой вашего вопроса! А Шостакович? А Прокофьев, Шнитке, Пярт, Канчели, Десятников, Мартынов? Это не просто «мастерски», а гениально написанная музыка, которая не может не трогать.

— Вы много лет ведете программу «Нескучная классика» на канале «Россия-Культура». Какие персоны и сюжеты больше всего вдохновили вас за ее историю? Какой ответ или ответы оказались максимально неожиданными и потребовали от вас импровизации?

— Количество снятых нами программ приближается к пятистам, и персон, сюжетов, вопросов, ответов в них было бессчетное множество. Импровизации в моих интервью возникают практически всегда, поскольку невозможно предугадать все ситуации, возникающие на съемочной площадке. Вдохновляли и вдохновляют меня большинство гостей, хотя бывают и случаи, когда после съемки чувствую себя выгоревшей.

О своих собеседниках могу говорить бесконечно, назову вам лишь одно имя — Татьяна Черниговская (известный ученый, специалист по нейронауке, психолингвистике и теории сознания, академик Российской академии образования. — «Труд»). После первой нашей программы, лет шесть назад, мы очень подружились, и эта великая женщина во многом изменила мое мировоззрение. На данный момент мы сняли совместно четыре программы, но надеюсь, что смогу придумать еще несколько тем для передач с Татьяной Владимировной.

— Два года назад мы с вами делали интервью навстречу премьере «Канарейки» в Театре Наций, и спектакль, кажется, обрел прочную жизнь. Сложно ли играть такую трагическую героиню, как Мария Каллас, на постоянной основе? Меняется ли что-то в этом образе от спектакля к спектаклю?

— «Канарейка» идет на сцене Театра Наций третий сезон, но, на удивление всех участников, билеты до сих пор разлетаются за несколько часов. Мне странно отвечать на вопрос, сложно ли играть Каллас на постоянной основе. Ни один артист не скажет вам, что играть — это просто. Особенно же сложно выйти в том или ином образе всего один-два раза. Роль — как новорожденный младенец: она должна начать дышать, развиваться, насыщаться. Счастье нашей профессии в том, что каждый раз, выходя на сцену, ты меняешься, и меняется, пусть едва ощутимо, твой персонаж. Рисунок роли определен изначально, а вот наполнение всякий раз разное.

Актриса в двойном преображении: в роли Марии Каллас, вспоминающей свои выходы в «Макбете» Верди

— В этой пьесе Марии Варденги Каллас показана в самый тяжелый период жизни — стареющей, потерявшей голос, отчаянно ревнующей Онассиса к Жаклин Кеннеди... В чем, по-вашему, ее главная драма?

— Она определена ею самой в одном из интервью: «Есть Мария, но есть и Каллас, и я стараюсь соответствовать им обеим». Мария — женщина трагической судьбы. Каллас — непревзойденная, гениальная артистка, голос которой остался с нами навсегда.

— Рассказывая о вашей собственной актерской судьбе, вы не скрываете неудач — перерывов в работе, негативных отзывов критиков: Но возможна ли в принципе безоблачная актерская карьера?

— Перерыв в актерской работе у меня был всего один, правда, действительно долгий, 30 лет. Сегодня, оглядываясь на десять последних лет своей сценической жизни, я осознаю, что смогла доказать прежде всего самой себе: профессию, при огромном желании и честном труде, можно вернуть даже после многолетнего перерыва. Про безоблачную карьеру ничего не скажу — мне про таковые неизвестно. Лично я ни с кем не соревнуюсь, кроме себя самой, стараясь завтра быть лучше, чем вчера. И меня давно перестало интересовать, что пишут критики, для меня гораздо важнее реакция публики.

— Вы с теплотой вспоминаете о работе с Романом Виктюком, поверившим в вас после того самого перерыва, сумевшим поддержать и даже внушить, что вы — «просто Алиса Коонен»...

— Роман Виктюк — мой добрый гений и ангел-хранитель. Не случись в жизни этой встречи, я бы вряд ли вернулась в профессию. Роль режиссера — основополагающая в театре, как мне кажется. Артист — солдат, режиссер — генерал. Мне пока везет — спектакли, в которых я играла и играю, поставлены классными профессионалами. Другой вопрос: список режиссеров, с которыми мечтаю поработать, очень длинный.

«Нежность» по новелле Анри Барбюса — одна из совместных работ с легендарным Романом Виктюком

— Недавно стало известно, что Театр Виктюка возглавил Константин Богомолов, который тут же провел ребрендинг и сменил название. Как относитесь к такого рода переменам? Мы вообще способны хранить традиции, или это не в наших правилах?

— Константин Богомолов — мой друг и партнер по сцене, мы много лет играли в спектакле «Машина Мюллер» в «Гоголь-центре». Он очень талантливый человек, обладающий незаурядным мышлением, огромным интеллектом и безграничной фантазией. Уверена, что, открыв новую страницу Театра Виктюка, он вдохнет в это пространство жизнь, которая ушла оттуда с уходом мастера. Память о том, что в этих стенах творил Роман Григорьевич, не сотрется никогда, но театр не «памятник архитектуры, охраняемый государством». И тот факт, что на этой сцене будут рождаться новые спектакли, смотреть которые будет новый зритель, только продлит память, а главное, подарит «Дому света» (так называл это свое детище великий архитектор-авангардист Константин Мельников. — «Труд») новый свет. Театр Виктюка — это не стены, а сообщество единомышленников, во главе которого стоял уникальный режиссер. И, как это ни больно сознавать, без идей, энергии, фантазии Романа Григорьевича его театр продолжать жить не мог, как организм не может жить после остановки сердца.

— Многим женщинам кажется, что после у-словных 45 сохранить молодость можно только за деньги, и то не факт... Вы же всегда роскошно выглядите. Что посоветуете?

— Главное — то, что у вас в душе. Лучший рецепт сохранения молодости — любовь: к мужчине, к детям, к профессии, к самой себе наконец. Убеждена, что женщина в любом возрасте должна выглядеть ухоженной, это признак уважения к себе и к окружающим. У меня нет времени не то что ездить по курортам — подчас его не хватает даже на такую жизненно необходимую вещь, как сон. Сохранять себя в форме помогают дисциплина и труд. Отлично понимаю, что внешность — неотъемлемый аспект моей профессии. Занимаюсь пилатесом, стараюсь регулярно делать массаж, если успеваю — хожу к косметологу, а питаюсь очень сбалансированно. Вечером, как бы ни было поздно, очищаю кожу лица и наношу крем. Утро начинаю со стакана горячей воды с лимоном. Это рутина, но она необходима. А вообще не решусь особо разбрасываться советами, поскольку сама грешу многими вредными привычками: курю, из-за недосыпания пью кофе литрами, а иногда даже — страшно сказать — могу выпить пару бокалов белого вина или шампанского.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5360
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4421
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...