Главная Культура 00:05 26 Июля 2024 3456
В непростые времена люди ищут ответы на вечные вопросы

Популярная телеведущая и актриса убеждена, что рост интереса к классическому искусству неслучаен

Дарья Ефремова
Сати Спивакова - актриса, телеведущая, а теперь еще и куратор музыкальных программ. Фотографии из личного альбома

27 июля на ВДНХ открывается VII Международный фестиваль искусств «Вдохновение», в котором примут участие более 300 артистов из России, Франции, Ирана, Бразилии, Чили, ЮАР и других стран. В числе самых заметных событий — уличное шоу в сценографии лауреата «Золотой маски» Тимофея Рябушинского, кукольное представление «Антуко» чилийского художника Сантьяго Тобара, моноспектакль «Мечты горничной» французского театра Telmah Okus Pokus. Хитами обещают стать также концерты пианистки Екатерины Мечетиной, аккордеониста-виртуоза, дирижера и композитора Петра Дранги, вечер джаза в исполнении оперной звезды Анастасии Белуковой и композитора Александра Покидченко, моноспектакль Александры Урсуляк «Хорошие песни». Есть о чем поговорить с куратором музыкальных программ праздника, популярной актрисой и телеведущей Сати Спиваковой!

— Уважаемая Сати, диапазон музыкальных направлений фестиваля впечатляющ — от академической музыки до неоклассики, от романса до джаза. Почему выбор пал именно на эти стили и исполнителей?

— Традиции фестиваля таковы, что все эти годы он специализировался прежде всего на театральных проектах, музыкальная же его составляющая только начинает формироваться. И организаторы пригласили меня помочь с этой новой частью праздничной программы. Должна заметить, что и для меня роль музыкального куратора — своего рода премьера. И я решила ориентироваться на свои музыкальные пристрастия, задав себе вопрос: какие три разножанровые программы и в чьем исполнении мне самой было бы интересно услышать?

— В последние годы возрос интерес к классической музыке, академические залы не пустеют, даже несмотря на кусачие цены билетов. Что это — конъюнктура, умелое продвижение со стороны менеджеров, о чем писал знаменитый Норман Лебрехт в своей книге «Кто убил классическую музыку», или нечто более глубинное?

— Норман Лебрехт — сам еще тот конъюнктурщик! Интерес же к классической музыке у нас в стране последние годы действительно возрос. Причина, мне кажется, в том, что в непростые времена люди ищут ответы на вечные вопросы, стремясь к духовному катарсису, утешению, очищению. А что, как не классическая музыка, может это подарить?

Одним из выражений музыкального естества Сати Спиваковой стал спектакль Театра Наций «Наше все...» Тургенев. Метафизика любви«, сыгранный с Владимиром Кошевым

— Но почему современная музыка, даже самая мастерская, не трогает так, как Бах, Моцарт, Шопен, Чайковский?

— Категорически не согласна уже с самой постановкой вашего вопроса! А Шостакович? А Прокофьев, Шнитке, Пярт, Канчели, Десятников, Мартынов? Это не просто «мастерски», а гениально написанная музыка, которая не может не трогать.

— Вы много лет ведете программу «Нескучная классика» на канале «Россия-Культура». Какие персоны и сюжеты больше всего вдохновили вас за ее историю? Какой ответ или ответы оказались максимально неожиданными и потребовали от вас импровизации?

— Количество снятых нами программ приближается к пятистам, и персон, сюжетов, вопросов, ответов в них было бессчетное множество. Импровизации в моих интервью возникают практически всегда, поскольку невозможно предугадать все ситуации, возникающие на съемочной площадке. Вдохновляли и вдохновляют меня большинство гостей, хотя бывают и случаи, когда после съемки чувствую себя выгоревшей.

О своих собеседниках могу говорить бесконечно, назову вам лишь одно имя — Татьяна Черниговская (известный ученый, специалист по нейронауке, психолингвистике и теории сознания, академик Российской академии образования. — «Труд»). После первой нашей программы, лет шесть назад, мы очень подружились, и эта великая женщина во многом изменила мое мировоззрение. На данный момент мы сняли совместно четыре программы, но надеюсь, что смогу придумать еще несколько тем для передач с Татьяной Владимировной.

— Два года назад мы с вами делали интервью навстречу премьере «Канарейки» в Театре Наций, и спектакль, кажется, обрел прочную жизнь. Сложно ли играть такую трагическую героиню, как Мария Каллас, на постоянной основе? Меняется ли что-то в этом образе от спектакля к спектаклю?

— «Канарейка» идет на сцене Театра Наций третий сезон, но, на удивление всех участников, билеты до сих пор разлетаются за несколько часов. Мне странно отвечать на вопрос, сложно ли играть Каллас на постоянной основе. Ни один артист не скажет вам, что играть — это просто. Особенно же сложно выйти в том или ином образе всего один-два раза. Роль — как новорожденный младенец: она должна начать дышать, развиваться, насыщаться. Счастье нашей профессии в том, что каждый раз, выходя на сцену, ты меняешься, и меняется, пусть едва ощутимо, твой персонаж. Рисунок роли определен изначально, а вот наполнение всякий раз разное.

Актриса в двойном преображении: в роли Марии Каллас, вспоминающей свои выходы в «Макбете» Верди

— В этой пьесе Марии Варденги Каллас показана в самый тяжелый период жизни — стареющей, потерявшей голос, отчаянно ревнующей Онассиса к Жаклин Кеннеди... В чем, по-вашему, ее главная драма?

— Она определена ею самой в одном из интервью: «Есть Мария, но есть и Каллас, и я стараюсь соответствовать им обеим». Мария — женщина трагической судьбы. Каллас — непревзойденная, гениальная артистка, голос которой остался с нами навсегда.

— Рассказывая о вашей собственной актерской судьбе, вы не скрываете неудач — перерывов в работе, негативных отзывов критиков: Но возможна ли в принципе безоблачная актерская карьера?

— Перерыв в актерской работе у меня был всего один, правда, действительно долгий, 30 лет. Сегодня, оглядываясь на десять последних лет своей сценической жизни, я осознаю, что смогла доказать прежде всего самой себе: профессию, при огромном желании и честном труде, можно вернуть даже после многолетнего перерыва. Про безоблачную карьеру ничего не скажу — мне про таковые неизвестно. Лично я ни с кем не соревнуюсь, кроме себя самой, стараясь завтра быть лучше, чем вчера. И меня давно перестало интересовать, что пишут критики, для меня гораздо важнее реакция публики.

— Вы с теплотой вспоминаете о работе с Романом Виктюком, поверившим в вас после того самого перерыва, сумевшим поддержать и даже внушить, что вы — «просто Алиса Коонен»...

— Роман Виктюк — мой добрый гений и ангел-хранитель. Не случись в жизни этой встречи, я бы вряд ли вернулась в профессию. Роль режиссера — основополагающая в театре, как мне кажется. Артист — солдат, режиссер — генерал. Мне пока везет — спектакли, в которых я играла и играю, поставлены классными профессионалами. Другой вопрос: список режиссеров, с которыми мечтаю поработать, очень длинный.

«Нежность» по новелле Анри Барбюса — одна из совместных работ с легендарным Романом Виктюком

— Недавно стало известно, что Театр Виктюка возглавил Константин Богомолов, который тут же провел ребрендинг и сменил название. Как относитесь к такого рода переменам? Мы вообще способны хранить традиции, или это не в наших правилах?

— Константин Богомолов — мой друг и партнер по сцене, мы много лет играли в спектакле «Машина Мюллер» в «Гоголь-центре». Он очень талантливый человек, обладающий незаурядным мышлением, огромным интеллектом и безграничной фантазией. Уверена, что, открыв новую страницу Театра Виктюка, он вдохнет в это пространство жизнь, которая ушла оттуда с уходом мастера. Память о том, что в этих стенах творил Роман Григорьевич, не сотрется никогда, но театр не «памятник архитектуры, охраняемый государством». И тот факт, что на этой сцене будут рождаться новые спектакли, смотреть которые будет новый зритель, только продлит память, а главное, подарит «Дому света» (так называл это свое детище великий архитектор-авангардист Константин Мельников. — «Труд») новый свет. Театр Виктюка — это не стены, а сообщество единомышленников, во главе которого стоял уникальный режиссер. И, как это ни больно сознавать, без идей, энергии, фантазии Романа Григорьевича его театр продолжать жить не мог, как организм не может жить после остановки сердца.

— Многим женщинам кажется, что после у-словных 45 сохранить молодость можно только за деньги, и то не факт... Вы же всегда роскошно выглядите. Что посоветуете?

— Главное — то, что у вас в душе. Лучший рецепт сохранения молодости — любовь: к мужчине, к детям, к профессии, к самой себе наконец. Убеждена, что женщина в любом возрасте должна выглядеть ухоженной, это признак уважения к себе и к окружающим. У меня нет времени не то что ездить по курортам — подчас его не хватает даже на такую жизненно необходимую вещь, как сон. Сохранять себя в форме помогают дисциплина и труд. Отлично понимаю, что внешность — неотъемлемый аспект моей профессии. Занимаюсь пилатесом, стараюсь регулярно делать массаж, если успеваю — хожу к косметологу, а питаюсь очень сбалансированно. Вечером, как бы ни было поздно, очищаю кожу лица и наношу крем. Утро начинаю со стакана горячей воды с лимоном. Это рутина, но она необходима. А вообще не решусь особо разбрасываться советами, поскольку сама грешу многими вредными привычками: курю, из-за недосыпания пью кофе литрами, а иногда даже — страшно сказать — могу выпить пару бокалов белого вина или шампанского.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9350
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7052
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?