Главная Культура Афиша 00:07 26 Мая 2023 13933
Гости съезжались на дачу...

Жизнь на пленэре не всегда была пленительной

Дарья Ефремова
Летние дачные страсти – тема, за полтора столетия ничуть не устаревшая. Рисунки из сатирических журналов предоставлены устроителями выставки

Ну вот оно, дачное лето, живи и радуйся! Впрочем, эти радости даются непросто, о чем знали и наши предшественники — далекие и не очень. О том свидетельствуют экспонаты выставки «Дачные истории: российская и советская дача», открывшейся в Центре социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки России.

Это только в незавершенной пушкинской повести «Египетские ночи» и прочей романтической литературе дачное времяпрепровождение представлялось чем-то сугубо возвышенным и праздным. В действительности семьям, решившим в теплые месяцы сменить городскую духоту на свежий сельский воздух (а такое стало особенно модно в России после реформы 1861 года), приходилось тащить на себе весь домашний скарб — пресловутую «картину — корзину — картонку», и далеко не одну. И все же поток горожан, готовых ютиться и в сдаваемых напрокат дворянских домах, и в совсем некомфортных крестьянских жилищах, не убывал.

Стол под липами, самовар, варенье, дамы в белых платьях играют на лужайке в крокет... Таково у большинства из нас представление о летней жизни дореволюционного благополучного класса, почерпнутое отчасти из полотен Коровина и Жуковского, отчасти из фильмов Никиты Михалкова. Но на самом деле оно отражает лишь одну, изрядно лакированную сторону действительности — быт богатых дворянских и буржуазных дач. Применительно ко всем остальным куда правдивее выглядит зарисовка из блоковской «Незнакомки», где дышащая духами и туманами загадочная красавица встает в один изобразительный ряд с переулочной пылью, сонными лакеями и пьяницами с глазами кроликов.

Выказав ловкость в крокете, можно было выиграть и более серьезную жизненную партию

Настоящая старорежимная дачная жизнь — вот это «все и сразу»: свежий воздух, чаи с вишнями, любительский театр, карты с шашками, крокет, драки. А еще скучающие почтенные семейства с их грузными главами на трехколесных велосипедиках (так было надежнее добраться до службы), курортные романы, кредиторы, перекупщики и «диван — чемодан — саквояж», которые, увы, не всегда достигали места назначения в исправном виде.

В годы дачного бума, наступившего в 1870-е, москвичи и петербуржцы перебирались за город со всеми пожитками с апреля по октябрь отнюдь не только из любви к бабочкам и полевым цветочкам. Дачи были гораздо дешевле городских квартир, так что желающие сэкономить бросали обжитые меблированные комнаты, а по окончании «лета — маленькой жизни» искали новые городские адреса.

Но откуда столько недвижимости за городом, чтобы вынести великое переселение народа? Правильно, ее и не хватало катастрофически. Когда оказались забитыми до отказа разорившиеся и перестроенные дворянские имения (вспомним «Вишневый сад»), в ход пошли избы и лачуги предприимчивых крестьян. А поскольку спрос неуклонно рос, к концу столетия за пейзанские райские уголки выдавали уже все подряд, вплоть до заброшенных купален и хозяйственных построек. Масла в огонь подливала перегруженность железных дорог...

— Дачная жизнь с ее сборами, переездами, волнениями, новыми знакомствами и внезапно вспыхивающими страстями оказалась кладезем сюжетов для шаржей и карикатур. Именно поэтому для экспозиции мы выбрали иллюстрации из сатирических журналов: московского «Будильника» и петербургских «Осколков», — рассказывает куратор выставки Анастасия Кенберова. — Самыми популярными темами становились теснота проживания, пикировки с соседями и дорожные курьезы. Как, например, в графическом анекдоте из «Будильника», где в набитом до отказа вагоне звучит такой диалог: «Гражданин, вы сходите?» — «Схожу!» — «Так отчего не двигаетесь?» — «А я ума схожу».

Горожане были готовы переселяться со всем домашним скарбом

В этих условиях крайне актуальной становилась проблема непрошеных гостей — всем же хотелось сбежать из душных городов на природу. На разных иллюстрациях мы видим, как хозяева баррикадируются от пришельцев, прибивают к воротам пилы и гвозди, вешают табличку «На даче чума», даже сажают в собачью будку тигра, но гости все равно приходят. Один из таких сюжетов под названием «Дачная саранча» напечатан в журнале «Будильник» в 1898 году. Респектабельная семейная пара в сопровождении свекрови, няни с малышом, троих сорванцов и маленькой собачки переходят вброд грязную глубокую лужу и переговариваются: «Ну не противные ли люди эти Крупинкины? Чтоб им пусто было!» — «Почему, Прокл Степаныч?» — «Почему? Неужели не понимаешь, что нарочно забрались на дачу в такой овраг, куда сам черт не доберется. А мы так нагрянем... Назло, радуйтесь!..».

Дачная саранча в представлении карикатуриста 1898 года

Разумеется, плотность проживания и логистические трудности были не единственными приметами дачной жизни. На «летних квартирах» заводились полезные знакомства, создавались самодеятельные театры, вспыхивали романы, заключались брачные союзы. Неспроста в подборке «Дачных типов», изображенных в журнале «Осколки» 1897 года, фигурируют сплошь озабоченно-печальные мужчины средних и старших лет — не слишком счастливые супруги молодых жен, отцы дочерей на выданье и сыновей-оболтусов, обладатели обширных долговых обязательств. Единственный улыбающийся в этой компании тип — седой чиновник с бакенбардами. «Дачник, у которого нет ни дочерей-невест, ни сыновей-оболтусов, ни молодой жены, которую надо ревновать. За обедом пьет заграничное вино», — разъясняет подпись к картинке.

Апогей любовных терзаний символизирует собой рыдающая на болоте лягушка, которую бросил вероломный кавалер. «Как тут не позавидовать людям, — причитает она, вытирая батистовым платочком слезы. — Дачница от безнадежной любви может хотя бы утопиться!»

Видимо, сочтя, что советский период дачной истории для нынешних зрителей не так экзотичен, а представителям старших поколений и хорошо памятен, устроители осветили его чуть менее подробно. Да и многие животрепещущие дореволюционные темы — обморочные невесты, соблазнители с закрученными усами, ростовщики, искатели выгодных партий и т.п. — к тому моменту перестали быть актуальными. Декаданс схлынул, и на повестку дня пришла задача прославления нового социалистического быта. После поездки в Звенигород некий репортер радостно пишет: «В семидесяти километрах от столицы, среди елей и вековых сосен вырос дачный городок с благоустроенными коттеджами, бетонированными дорожками, теплостанцией и водопроводом — дар советского правительства выдающимся ученым нашей страны». Восторженного отклика удостоилась и двухэтажная вилла Любови Орловой и Григория Александрова во Внуково.

А вот благолепие, организованное на нетрудовые доходы, жестко осуждалось. «Казалось бы, что можно выжать из обыкновенной селедки? При неквалифицированном обращении разве что немножко рассола», — начинал «издалека» в 1948-м году журнал «Огонек». И живописал антикварные хоромы вдовы директора продовольственного магазина.

Роднила с дореволюционной порой проблема перенаселенности пригородов — пресловутый жилищный вопрос. Именно ему посвящена впечатляющая серия карикатур сатирического журнала «Крокодил». Так, на одном из шаржей полнотелая матрона никак не может повлиять на чумазого хулигана с торчащей из кармана рогаткой: «Не будешь слушаться, поставлю в угол!» — грозит она. — «В какой? Папа уже последний сдал».

Среди колоритных экспонатов выставки — подборка рецептов 1970-х по утилизации сорняков, что было крайне востребовано в пору нараставшего продуктового дефицита. Впрочем, разве сейчас та же проблема не волнует миллионы соотечественников, напуганных ценами в магазинах? Итак, внимание: берем 300 г листьев лопуха, добавляем 80 г репчатого лука, 40 г риса, 200 г картофеля, соль и перец, измельчаем, пассируем, варим. Говорят, суп выходит ничуть не хуже традиционных щавелевых щей!

P.S. Интересно, какие свидетельства о нынешней дачной жизни будут забавлять наших внуков и правнуков лет этак через сто?

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3986
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3497
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?