Главная Культура Афиша 00:07 26 Мая 2023 14522
Гости съезжались на дачу...

Жизнь на пленэре не всегда была пленительной

Дарья Ефремова
Летние дачные страсти – тема, за полтора столетия ничуть не устаревшая. Рисунки из сатирических журналов предоставлены устроителями выставки

Ну вот оно, дачное лето, живи и радуйся! Впрочем, эти радости даются непросто, о чем знали и наши предшественники — далекие и не очень. О том свидетельствуют экспонаты выставки «Дачные истории: российская и советская дача», открывшейся в Центре социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки России.

Это только в незавершенной пушкинской повести «Египетские ночи» и прочей романтической литературе дачное времяпрепровождение представлялось чем-то сугубо возвышенным и праздным. В действительности семьям, решившим в теплые месяцы сменить городскую духоту на свежий сельский воздух (а такое стало особенно модно в России после реформы 1861 года), приходилось тащить на себе весь домашний скарб — пресловутую «картину — корзину — картонку», и далеко не одну. И все же поток горожан, готовых ютиться и в сдаваемых напрокат дворянских домах, и в совсем некомфортных крестьянских жилищах, не убывал.

Стол под липами, самовар, варенье, дамы в белых платьях играют на лужайке в крокет... Таково у большинства из нас представление о летней жизни дореволюционного благополучного класса, почерпнутое отчасти из полотен Коровина и Жуковского, отчасти из фильмов Никиты Михалкова. Но на самом деле оно отражает лишь одну, изрядно лакированную сторону действительности — быт богатых дворянских и буржуазных дач. Применительно ко всем остальным куда правдивее выглядит зарисовка из блоковской «Незнакомки», где дышащая духами и туманами загадочная красавица встает в один изобразительный ряд с переулочной пылью, сонными лакеями и пьяницами с глазами кроликов.

Выказав ловкость в крокете, можно было выиграть и более серьезную жизненную партию

Настоящая старорежимная дачная жизнь — вот это «все и сразу»: свежий воздух, чаи с вишнями, любительский театр, карты с шашками, крокет, драки. А еще скучающие почтенные семейства с их грузными главами на трехколесных велосипедиках (так было надежнее добраться до службы), курортные романы, кредиторы, перекупщики и «диван — чемодан — саквояж», которые, увы, не всегда достигали места назначения в исправном виде.

В годы дачного бума, наступившего в 1870-е, москвичи и петербуржцы перебирались за город со всеми пожитками с апреля по октябрь отнюдь не только из любви к бабочкам и полевым цветочкам. Дачи были гораздо дешевле городских квартир, так что желающие сэкономить бросали обжитые меблированные комнаты, а по окончании «лета — маленькой жизни» искали новые городские адреса.

Но откуда столько недвижимости за городом, чтобы вынести великое переселение народа? Правильно, ее и не хватало катастрофически. Когда оказались забитыми до отказа разорившиеся и перестроенные дворянские имения (вспомним «Вишневый сад»), в ход пошли избы и лачуги предприимчивых крестьян. А поскольку спрос неуклонно рос, к концу столетия за пейзанские райские уголки выдавали уже все подряд, вплоть до заброшенных купален и хозяйственных построек. Масла в огонь подливала перегруженность железных дорог...

— Дачная жизнь с ее сборами, переездами, волнениями, новыми знакомствами и внезапно вспыхивающими страстями оказалась кладезем сюжетов для шаржей и карикатур. Именно поэтому для экспозиции мы выбрали иллюстрации из сатирических журналов: московского «Будильника» и петербургских «Осколков», — рассказывает куратор выставки Анастасия Кенберова. — Самыми популярными темами становились теснота проживания, пикировки с соседями и дорожные курьезы. Как, например, в графическом анекдоте из «Будильника», где в набитом до отказа вагоне звучит такой диалог: «Гражданин, вы сходите?» — «Схожу!» — «Так отчего не двигаетесь?» — «А я ума схожу».

Горожане были готовы переселяться со всем домашним скарбом

В этих условиях крайне актуальной становилась проблема непрошеных гостей — всем же хотелось сбежать из душных городов на природу. На разных иллюстрациях мы видим, как хозяева баррикадируются от пришельцев, прибивают к воротам пилы и гвозди, вешают табличку «На даче чума», даже сажают в собачью будку тигра, но гости все равно приходят. Один из таких сюжетов под названием «Дачная саранча» напечатан в журнале «Будильник» в 1898 году. Респектабельная семейная пара в сопровождении свекрови, няни с малышом, троих сорванцов и маленькой собачки переходят вброд грязную глубокую лужу и переговариваются: «Ну не противные ли люди эти Крупинкины? Чтоб им пусто было!» — «Почему, Прокл Степаныч?» — «Почему? Неужели не понимаешь, что нарочно забрались на дачу в такой овраг, куда сам черт не доберется. А мы так нагрянем... Назло, радуйтесь!..».

Дачная саранча в представлении карикатуриста 1898 года

Разумеется, плотность проживания и логистические трудности были не единственными приметами дачной жизни. На «летних квартирах» заводились полезные знакомства, создавались самодеятельные театры, вспыхивали романы, заключались брачные союзы. Неспроста в подборке «Дачных типов», изображенных в журнале «Осколки» 1897 года, фигурируют сплошь озабоченно-печальные мужчины средних и старших лет — не слишком счастливые супруги молодых жен, отцы дочерей на выданье и сыновей-оболтусов, обладатели обширных долговых обязательств. Единственный улыбающийся в этой компании тип — седой чиновник с бакенбардами. «Дачник, у которого нет ни дочерей-невест, ни сыновей-оболтусов, ни молодой жены, которую надо ревновать. За обедом пьет заграничное вино», — разъясняет подпись к картинке.

Апогей любовных терзаний символизирует собой рыдающая на болоте лягушка, которую бросил вероломный кавалер. «Как тут не позавидовать людям, — причитает она, вытирая батистовым платочком слезы. — Дачница от безнадежной любви может хотя бы утопиться!»

Видимо, сочтя, что советский период дачной истории для нынешних зрителей не так экзотичен, а представителям старших поколений и хорошо памятен, устроители осветили его чуть менее подробно. Да и многие животрепещущие дореволюционные темы — обморочные невесты, соблазнители с закрученными усами, ростовщики, искатели выгодных партий и т.п. — к тому моменту перестали быть актуальными. Декаданс схлынул, и на повестку дня пришла задача прославления нового социалистического быта. После поездки в Звенигород некий репортер радостно пишет: «В семидесяти километрах от столицы, среди елей и вековых сосен вырос дачный городок с благоустроенными коттеджами, бетонированными дорожками, теплостанцией и водопроводом — дар советского правительства выдающимся ученым нашей страны». Восторженного отклика удостоилась и двухэтажная вилла Любови Орловой и Григория Александрова во Внуково.

А вот благолепие, организованное на нетрудовые доходы, жестко осуждалось. «Казалось бы, что можно выжать из обыкновенной селедки? При неквалифицированном обращении разве что немножко рассола», — начинал «издалека» в 1948-м году журнал «Огонек». И живописал антикварные хоромы вдовы директора продовольственного магазина.

Роднила с дореволюционной порой проблема перенаселенности пригородов — пресловутый жилищный вопрос. Именно ему посвящена впечатляющая серия карикатур сатирического журнала «Крокодил». Так, на одном из шаржей полнотелая матрона никак не может повлиять на чумазого хулигана с торчащей из кармана рогаткой: «Не будешь слушаться, поставлю в угол!» — грозит она. — «В какой? Папа уже последний сдал».

Среди колоритных экспонатов выставки — подборка рецептов 1970-х по утилизации сорняков, что было крайне востребовано в пору нараставшего продуктового дефицита. Впрочем, разве сейчас та же проблема не волнует миллионы соотечественников, напуганных ценами в магазинах? Итак, внимание: берем 300 г листьев лопуха, добавляем 80 г репчатого лука, 40 г риса, 200 г картофеля, соль и перец, измельчаем, пассируем, варим. Говорят, суп выходит ничуть не хуже традиционных щавелевых щей!

P.S. Интересно, какие свидетельства о нынешней дачной жизни будут забавлять наших внуков и правнуков лет этак через сто?

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3237
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...