
Что такое для Сочи Зимний международный фестиваль искусств, прошедший в этом феврале в 13-й раз, понимаешь у дверей Зимнего театра, где и билеты лишние рвут из рук, и отлавливают шустриков с поддельными бейджиками прессы…
Город, чьему статусу курортной столицы не очень-то соответствует реальное культурное заполнение жизни (нет даже такой необходимой вещи, как стационарный драмтеатр), целый год ждет этого концентрированного десанта классического искусства, прежде всего музыкального и театрального, который пришел сюда с инициативой Юрия Башмета 13 лет назад.
Имя прославленного музыканта – ключик, открывающий многие двери. В самом деле, сколько лет иным куда более крупным городам приходится ожидать гастролей, скажем, мировой балетной звезды Натальи Осиповой, моноспектакль которой «Мать» за последний год объехал престижные сцены многих стран. Или надеяться на показ одной из самых востребованных постановок московского Театра наций «Ван Гог. Письма к брату» в исполнении Евгения Миронова и обладателя «Грэмми» – ансамбля Юрия Башмета «Солисты Москвы».
С 13 по 23 февраля сочинцы увидели и это, и многое другое. Например, стали зрителями эксклюзивного проекта, выполненного МХАТом имени Горького специально для фестиваля: в спектакле «Сочи. Некурортный роман» Алика Смехова, Ирина Линдт, Алиса Гребенщикова и другие известные актрисы озвучивают реальные истории семерых жительниц города-курорта, по сути создавая групповой, совсем не парадный его женский портрет.
Но, конечно, ядро фестиваля – его музыкальная программа, для которой традиционны три акцента: участие реальных звезд, привлечение яркой молодежи и проекты на пересечении культур. Если говорить о звездности, то представление о ней дают уже имена из афиши первого вечера праздника: певица-сопрано Ольга Кульчинская, за голос которой «сражаются» лучшие оперные театры планеты, или лауреат конкурса Чайковского немецкая скрипачка Клара Джуми Кан…
Что до «пересечений» – не зря прямо на концерте открытия состоялась мировая премьера коллективного сочинения, Сюиты россиянина Кузьмы Бодрова и китайца Чжии Вана для китайского голоса и струнного оркестра. На стыке традиций – и другие партитуры, написанные адресно для Сочи-2020: пьеса для гитары с оркестром «Две жизни» итальянца Оскара Бьянки, вкрапляющая в «академическую» симфоническую ткань фри-джазовые фантазии и совсем инопланетные звуки, извлекаемые немецким виртуозом-гитаристом Нико Куком; оркестровая поэма японца Тошио Хосокавы «Узу», названная так по имени национального духового инструмента, обладающего особо выразительным «дыханием»….Даже чисто европейская программа музыки барокко в колоритном исполнении оркестра La Magnifica Comunità (руководитель – скрипач Энрике Казацца) и обаятельной певицы Раффаэллы Миланези была посвящена теме Великого шелкового пути, т. е. Востока, каким он виделся сочинителям той эпохи.
Добавили национальных красок зажигательные сербские мотивы в трактовке виртуоза-маримбиста и композитора Небойши Живковича, программа гамбийской красавицы-мультиинструменталистки Соны Йобартех, наконец самый, наверное, масштабный музыкальный проект фестиваля – премьера оперы Александра Чайковского «Сказание о Борисе и Глебе» для солистов, шести (!) хоров, пластического ансамбля и симфонического оркестра…
Теперь – об обещанном «молодежном акценте». Имею в виду не только выступление любимого детища Башмета – Всероссийского юношеского симфонического оркестра, приезд которого в любой город дает возможность услышать пассионарный коллектив международного класса, а местным одаренным детям – шанс пройти отбор и попасть в круг исполнительской элиты. Хочу рассказать вам и о проходящей в Органном зале Академии молодых музыкантов, приехавших на мастер-классы мировых знаменитостей – польского композитора Кшиштофа Мейера, петербургского балалаечника Михаила Дзюдзе, скрипачки Татьяны Самуил, певца Дмитрия Корчака (я назвал лишь малую часть прославленных коучей).
Сопрано Елизавета Менчук в Сочи сменила голос и спела меццо-сопрановую арию Керубино…
…Но в финале концерта вышла при полном женском параде в паре с басом из Молодежной программы Большого театра Алексеем Кулагиным
Хотя, казалось бы, зачем такая Академия Ульяне Бирюковой или Николаю Землянских – артистам Молодежной оперной программы Большого театра, совершенствующимся там под руководством международно известного вокального педагога Дмитрия Вдовина, или Дарье Телятниковой – приглашенной солистке ГАБТа, теперь уже больше поющей в Вене, чем в Москве или Петербурге? Но сами ребята говорят – на любом этапе биографии советы мастеров неоценимы. Вот пример: чудесная певица – меццо-сопрано Елизавета Менчук, с неподражаемым огнем спевшая арию моцартовского Керубино, оказывается, у себя в Петербургской консерватории считалась… сопрано! А мысль о том, что Лизе стоит «сдвинуть» диапазон и расширить репертуар, пришла одному из коучей Академии – знаменитому перуанско-итальянскому тенору Эрнесто Паласио (на минуточку – худруку Россиниевского фестиваля в Пезаро).
Для украинского баса Евгения Рахманина, стажирующегося сейчас в Большом театре Варшавы, сочинская Академия – повод впервые приехать в Россию
Вот так приезд на неделю в Сочи может поменять судьбу молодого артиста. Я уверен, благотворно скажется он и на карьере участников традиционного для фестиваля конкурса молодых композиторов – не только занявшего первое место студента Московской консерватории Ильи Марфика, но и других ребят, среди которых особенно мне симпатичен (честно признаюсь) пишущий очень живую, образную, мелодически яркую, ритмически взрывную музыку Кирилл Архипов, ученик одного из лучших современных российских композиторов Ефрема Подгайца. И он, и буквально все ребята говорили мне, что с таким ответственным отношением исполнителей, какое проявили участники оркестра «Солисты Москвы», в первую очередь уникальный пианист Олег Худяков – им прежде не приходилось встречаться.
Ну и просто бесценна Академия для жителей далеких от столиц регионов – например, 12-летней екатеринбургской пианистки Аси Черновой или 14-летней ее коллеги Софьи Селянко. Соня – родом из украинского Днепропетровска, сейчас живет с мамой в Магнитогорске, всерьез увлеклась роялем всего три года назад – впрочем, знаменитый нынче Люка Дебарг впервые прикоснулся к клавишам как раз в этом возрасте…
Для Сони Селянко из Магнитогорска фестиваль Башмета стал окном в большую музыку
Девочка уже дошла до виртуозных пьес Рахманинова – но то дома и в классе, а вот на сцене еще не научилась владеть собой: от волнения пальцы спешат, комкают фразы… Тут поддержка опытных педагогов незаменима. Как и сама возможность погрузиться в бесконечно многообразный мир живой музыки. Мы сидели рядом на том самом барочном концерте, и я видел, что Соня слушает игру и пение итальянских мастеров буквально затаив дыхание: «У нас в городе такое не услышишь»…
Башмета много не бывает. На прощание сочинцы подарили артисту его портрет
Уже ради этих удивленно распахнутых глаз подростка стоило бы устроить такой фестиваль. А ведь я не рассказал вам и о половине его программы. Может быть, смогу наверстать упущенноев репортаже со следующего смотра? Ждать недолго: он, объявил на закрытии нынешнего праздника Юрий Абрамович, откроется 15 февраля 2021 года.