Главная Культура 00:06 25 Декабря 2020 12185
«Кроме шуток: думаю – мы сдюжим»

Разговор с писателем Дмитрием Глуховским

Сергей Бирюков, Александр Славуцкий
Дмитрий, по его словам, твердо верит в светлое будущее. Фото: globallookpress.com

В январе 2021 года на платформе КиноПоиск HD выйдет новый фильм по сценарию Дмитрия Глуховского «Топи». Большинство произведений этого писателя становятся бестселлерами — не только из-за своей сюжетной яркости, но благодаря выпуклому «сканированию» будущего, а главное — проницательным диагнозам, которые ставятся здесь дню сегодняшнему. Какие же топи угрожают нам ? Вправду ли человечество ожидает скорая катастрофа? Приблизил ли ее уходящий кризисный год или, наоборот, закалил и обогатил нас опытом?

— Дмитрий, говорили, что после «Текста» вы сменили творческое поле, перешли с территории фантастики на почву реализма... Но, видно, старая любовь не ржавеет?

— На самом деле всякий писатель, даже если он, казалось бы, работает с уже известными «чучелами», постоянно набивает их по-новому. Иначе он не писатель, а ремесленник. В том и изюминка: допустим, взял человек в руки «Метро 2033» — ага, это про выживание после ядерной войны. Или «Текст» — ага, криминальный триллер. И только по ходу дела выясняется, что книги совсем не про то, жанровая канва наполняется неожиданным содержанием, повествование разворачивается на 180 градусов, а то и вовсе улетает в другую жанровую плоскость. Но читатель уже заглотил приманку, рыболовный крючок застрял у него в щеке — и дальше ты ведешь его в ту сторону, которая нужна тебе.

— Нет ли в вашем сюжете влияния Балабанова с его «Колокольней счастья» из фильма «Я тоже хочу»? А может, и Стругацких с их исполняющим заветные желания Золотым шаром из «Пикника на обочине»?

— Что касается Балабанова, то влияния нет, но определенная связь имеется. «Топи» были задуманы больше 10 лет назад. У меня так бывает: вот и «Текст» шел к состоянию изданной книги долгих 7 лет, а к выходу фильма — все 10. Во всяком случае, в 2012 году первый, четырехсерийный вариант «Топей» уже существовал, и, кстати, я думал о Балабанове как о режиссере возможного фильма. Послал сценарий Сергею Сельянову, но никакого отклика не получил. В том же 2012-м вышла лента Алексея «Я тоже хочу». Понятно, она, как и моя рукопись, делалась длительное время, так что ни он о моем замысле ничего не знал, ни я о его. Думаю, для тяжело больного уже тогда Алексея история с вознесением в рай с колокольни была метафорой его личной трагедии.

Ну а увлечения Стругацкими не избежал, кажется, ни один человек, выросший в среде научно-технической или гуманитарной интеллигенции 70-80-х годов. Их книги издавались многомиллионными тиражами, стояли они на полке и у моих родителей и, понятно, все были мной, подростком, прочтены. До сих пор убежден, что на русской почве фантастика Стругацких — лучшая, высшего извода: метафорическая, насыщенная социальными, политическими, моральными смыслами. Она была глотком свежего воздуха тогда — и осталась важной точкой отсчета на координатах сегодня, по крайней мере на моих.

— Верно ли мое предположение, что, отправляясь на дальний край земли и встречая там демонов, герои по сути совершают путешествие вглубь самих себя?

— А по-иному, как выяснили еще Джозеф Кэмпбелл и Владимир Пропп (классики теории мифа — «Труд»), не бывает. Главное, что открывает герой в странствии — это его собственная натура, которая подвергается испытаниям и в них меняется. Если нет такой трансформации — зачем было отправлять персонажа в путь? Ну если это только не бравурно-спецназовский типаж из кинолент, что так любит поддерживать сегодня государство: про такого ты заранее знаешь, что он всех порвет, и ему совершенствоваться не надо, он и есть совершенство и докажет остальному дрожащему миру, что мы, русские — самые крутые...

— Вернутся ли ваши герои из их странствия? Или уйдут без возврата, как герой «Текста»?

— Кто ж вам такой спойлер до просмотра выдаст? Одно скажу: иной раз спасение приходит от того, от кого ждать его совершенно не приходится. Помните «Кладовую солнца» Пришвина, где собака Травка, тоскуя по своему умершему хозяину, вдруг находит тонущего в болоте мальчика и спасает его, думая, что это вот так чудесно вернулся к ней ее помолодевший друг? На самом деле, не подозревая о том, она спасла и себя тоже. Меня этот сюжет с детства держал под впечатлением. Я ведь хоть и городской человек, но мамины корни — из деревни, и половина моего раннего детства прошла в доме бабушки в Костромской области, и столкновение городского мира с древним деревенским мне хорошо знакомо.

— Вы как-то повлияли на выбор режиссера, актеров?

— С режиссером Владимиром Мирзоевым мы образовали тандем еще лет 5-6 назад, когда я впервые показал ему материал. Правда, ждать реального шанса пришлось долго — тогда еще не было легких на подъем интернет-платформ, а у телеканалов с их громоздкой индустрией наша явно неформатная, коммерчески неочевидная история не вызвала энтузиазма. Когда наконец нас поддержал продюсер Владимир Маслов, мы с ним и Владимиром Владимировичем отбирали исполнителей уже вместе, как полноправные соучастники. Рад, что снова, как и в «Тексте», играет Иван Янковский, который вообще-то сериалов сторонится, но здесь нашел интересный для себя материал. Участвуют также Катерина Шпица, Софья Володчинская, Вероника Мохирева, Анастасия Крылова... Много молодых, не заезженных лиц, и это хорошо.

— Личности актеров повлияли на сценарий?

— На текст — нет, сценарий ведь оставляет достаточно пространства для интерпретации. Но вот интерпретация подчас поражала даже меня самого! Прежде всего это относится к Ивану Янковскому — он, говоря образно, достал из тесного шкафа пальто, где оно было плоским, а на нем обрело объем и движение. И теперь, думая о своем герое, я представляю его себе только с лицом Ивана. То же самое могу сказать о всех остальных исполнителях.

— Сейчас — «Топи», летом был сериал по «Тексту»... Не таким плохим оказался для вас 2020 год!

— Хотя первые шесть месяцев и последние три прошли в самоизоляции и тревоге за близких. Но и поработать удалось хорошо. С октября я вернулся к проекту «Пост», который уже существовал в виде аудиокниги, а ближе к весне, возможно, выйдет на бумаге. Это мои размышления по поводу того, что происходило в стране последние лет 10: поднявшая голову пропаганда, культивирование языка вражды, обращение ко всей этой темной материи, что есть в каждом из нас и которой власть манипулирует.

— Не разновидность ли этой темной материи — квасной патриотизм, в который нас усиленно погружают? Кстати, заметили, что сегодня даже о такой сугубо земной вещи, как война, все чаще рассказывают в жанре сказки-небылицы?

— Заметил, что теперь фантазии о прошлом гораздо более поощряемы, чем мысли о будущем. Такой цифровой мейкап на манер раскрашенных «Семнадцати мгновений весны», распространяемый на всю отечественную историю. А стратегии будущего просто нет. То, что нам подается под ее видом — лишь попытка всеми средствами зацементировать сегодняшнюю стагнацию. Это одна из магистральных тем, которые меня волнуют. И другая тема — банализация лжи, попытки демонтировать само понятие правды. Как тренд это меня заинтересовало 10 лет назад, но то, что тогда только намечалось, теперь стало мощным явлением. Нам внушают, что добру в чистом виде нет места в обществе, оно в нем всегда смешано со злом, как правда с ложью, а люди никогда не действуют только из чистых побуждений. Но это ведь не тек!

— Все-таки удивительна перекличка между вашим литературным Ильей Горюновым и почти повторившим его судьбу реальным Иваном Голуновым. Даже фамилии действующих лиц оказались созвучны — что, конечно, уже чистая случайность, вы, сочиняя «Текст», не могли знать истории с подбросом наркотиков Ивану, которая к тому моменту еще не случилась. Но даже эта случайность воспринимается символически!

— Просто на Руси во все времена правоохранительные органы были главным инструментом угнетения, настроенным на него изначально. Конечно, там разные люди — кто-то раскрывал реальные уголовные дела и боролся с преступниками, а кто-то преследовал граждан за «не те» слова, мысли, музыку, узкие штаны, чтение самиздата...Впрочем, тут есть одно для нас с вами «счастливое» обстоятельство: система эта заточена на коррупцию, ибо без таковой просто себя не прокормит — взять на полное обеспечение такую ораву государство не в состоянии. Но раз вся эта армия агентов вынуждена промышлять себе на пропитание, то они уже не могут с такой истерической преданностью отдаваться делу обеспечения политической лояльности всех и каждого. Больше того, когда эти люди почему-либо покидают систему, из них получаются критики власти, подчас довольно опасные — им лучше кого-либо известно, как она функционирует.

— Вас не удивляет, что сегодня почти не вспоминают о деле Кирилла Серебренникова, хотя полгода назад суд над ним был одной из главных тем СМИ?

— Ну, все-таки 2020 год предъявил такой глобальный вызов, какого мы, пожалуй, не видели с войны. Ведь даже наша самоуверенная власть растерялась почти так же, как растерялось сталинское руководство в первые месяцы Великой Отечественной. И потом — несмотря на все попытки отсечь источники информации мы продолжаем жить мировой повесткой, в которой и американские выборы, и протесты в Белоруссии. На этом фоне даже такие яркие, политически мотивированные события, как суд над Серебренниковым, переживаются не столь интенсивно. Кроме того, если честно, я не до конца понимаю, чему нас учит эта история. Нельзя ведь сказать, что Серебренников — самый отчаянный и бескомпромиссный художник в стране. Есть, например, Александр Сокуров, который с огромной дотошностью и завидным масштабом препарирует авторитаризм и тоталитаризм, включая персонажей, которых наша власть пытается потихонечку героизировать — но он вполне себе легитимный художник, который приходит на круглые столы с Путиным и задает там дерзкие вопросы... Поймите меня правильно — в ситуации с Серебренниковым я однозначно был на его стороне. Но ни он сам, ни его защита не дали нам до конца понять, что же было причиной дела, непонятно из чего начавшегося и оборвавшегося на столь же непонятном компромиссе между некими силами. А то, что силы задействованы, сомнений нет — вспомните хотя бы премьеру балета «Нуреев»: режиссер под следствием — и какое количество лиц из власти пришло продемонстрировать себя в первых рядах партера! Вот, пожалуй, единственный вывод, который можно сделать: судьба человека у нас решается не прозрачно и законно, а через закулисные интриги, и от скамьи подсудимых не гарантирован никто.

— С момента написания «Метро 2033» мы уже прошли больше половины пути к воображаемой точке той истории. Как считаете, ваш антиутопический прогноз сбывается, или мы еще можем миновать катастрофу?

— Не нужно воспринимать мои книги как линейный прогноз. Это в советской модели мира, где не ставилось под сомнение скорое наступление рая на земле — коммунизма, отступление от плана допускалось только в одном случае: если проклятые империалисты развяжут гибельную для человечества ядерную войну. В этой эсхатологии, как во всякой выстроенной модели, было даже своеобразное изящество. Но я ядерного апокалипсиса никогда не боялся, понимая, что лидеры мира — русские, американские, китайские — при всем различии целей и готовности на довольно зловещие региональные авантюры вполне прагматичны в глобальном плане. Меня вдохновило другое — показать, как на обломках империи строится новая Россия. И главное — из чего: мы то сталинскую кариатиду где-нибудь подберем, то шпиль со звездой приладим, здесь затянули брезентом, там замазали герметиком — и готова хижина, чтобы перезимовать. Конечно, с поправкой на хозрасчет, интернет, открытые границы — но смыслы возрождаются в основном старые: и вакцина у нас называется «Спутник», и ракеты мы должны протащить у мира на виду по Красной площади даже в ковидный год.

— Но страна, будем надеяться, и после 2033 года продолжит существовать?

— Я верю в светлое будущее. Кроме шуток: думаю — мы сдюжим. Просто, как часто бывает даже при относительно мягких диктаторских режимах, только смена поколений позволит обновить стиль управления. Должен был умереть Сталин, чтобы наступила хрущевская оттепель. Должен был умереть околосталинский сокол Брежнев, чтобы пришел Горбачев... У нового поколения «Ютуба» и айфонов, как бы ни пыталась власть его охмурить, запугать, привязать, соблазнить — совершенно другие представления о том, какой должна быть страна. Оно живет в глобальном контексте и слушает не «Любэ», а Weeknd и Оксимирона, и нынешняя власть для него — деды, вызывающие в лучшем случае смешок.

— В юности у вас был мощный журналистский бэграунд. Если бы вдруг захотелось тряхнуть стариной, куда бы поехали за материалом?

— В Норильск. У меня и рассказ есть «Сера», и Лана Влади сняла по нему короткометражный фильм о судьбе норильских женщин, получила за него приз на «Кинотавре... Знаете франшизу режиссера Кристофа Гана «Сайлент Хилл»? Про американский город, где добывали уголь или газ, но в шахтах случился взрыв — это по официальной версии, а по неофициальной они случайно распечатали ад, и с тех пор там живут очень странные люди... Вот и Норильск мне кажется таким городом, где вроде бы никакая жизнь не должна существовать, и солнце там по полгода не всходит, и условия работы на подземных заводах мало отличаются от адских, и мистики выше крыши — все на костях зэков стоит. И опять-таки история про вечный героизм русского народа и про его загнанность, покорность, обреченность, но вместе с тем непобедимость...

— А в историческую и биографическую сторону не тянет, как ушли в нее Быков, Прилепин, Шаргунов?

— Тренд занимательный, но себя в нем пока не вижу. Может быть, когда приближусь, как некоторые из указанных вами авторов, к 50-летнему рубежу, придет пора подводить промежуточные итоги, и захочется мне написать биографию классика, которого выберу в ролевые модели. Но что-то не угадываю такой модели ни в ком. Для одних классиков я слишком легкомыслен, для других приземлен... Да и не наберусь, наверное, смелости поставить свое имя рядом с именем, допустим, Горького или Катаева. Поэтому буду потихоньку заниматься своим делом.

— А кроме прямого дела, чем увлекаетесь? Может быть, коллекционированием?

— Убежден, что коллекционирование — прибежище несчастных людей, не любящих свою работу и ищущих отдушину. Я человек без хобби. Все удовольствия жизни получаю либо от работы, либо от общения, либо от путешествий. С путешествиями в этом году не очень, ну так тем более важно быть ближе к тем, кого любишь и кто нуждается в твоем тепле и защите. Не нужно совершать подвигов: если можешь просто сказать человеку хорошее — скажи. Если можешь протянуть руку помощи — протяни, не дожидаясь просьбы... Вот еще что радует — физическая активность. У меня четкое ощущение, что после 35 надо прилагать определенные ежедневные усилия, чтобы оставаться в форме. Если начинаешь манкировать, все разваливается с пугающей быстротой. Боже упаси, никаких спортзалов и дорогих тренажеров. Отжимания, подтягивания, турник, бег, приседания, пресс — все то, что ты можешь сделать с нулевыми финансовыми затратами. А лучше всего — скакалка! Это чудо чудное, диво дивное — настолько она тебя приводит в кондицию физически, да и душевно. Я это открыл именно на карантине, когда сидел взаперти три месяца и освоил комплекс базовых упражнений, которые можно выполнять хоть в комнате, хоть на балконе, хоть на дачном патячке.

— Вы ведь автор Тотального диктанта 2021 года?

— Мне сказали на эту тему не болтать. Могу только открыть, что отнесся к делу серьезно, не на «отстань», не стал вынимать кусок из уже имеющейся вещи, а написал новый рассказ, где объединены две темы — наследие и самореализация женщины. Никакой политики, история чисто человеческая. Сейчас по ней снимают короткий метр, он выйдет как раз в апреле, в день диктанта.

— Ну и два слова, как проведете Новый год.

— Спокойно, на даче, с друзьями и обязательно — детьми. Считаю этот праздник, не привязанный ни к идеологии, ни к истории, ни к религии, прежде всего семейным и детским. Всем хочется чуда, а, наверное, единственное чудо, которое и после детства остается с нами — это Новый год.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9454
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7155
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?