Это случилось в 1962 году. Тони Валлелонга, известный по прозвищу Тони Говорун, работал вышибалой в фешенебельном нью-йоркском клубе «Копакабана», где бывали не только отъявленные мафиози, но и такие знаменитости, как Фрэнк Синатра. Клуб между тем закрыли на ремонт, Тони остался без престижной работы (раньше он был водителем мусоровоза). В этот кризисный момент ему поступило предложение стать шофером чернокожего пианиста-виртуоза Дона Ширли и отправиться вместе с ним на гастроли по американскому Югу. Так начинается фильм «Зеленая книга», основанный на реальных событиях.
Поначалу Тони (дважды номинант на премию «Оскар» Вигго Мортенсен) не очень глянулось это предложение. Не лишенный расовых предрассудков, он не хотел унижать себя работой на черного хозяина, на «баклажана», как он именует поначалу про себя Дона Ширли. Да и бросать любимую семью надолго не хотелось. Но хороший гонорар, который Тони выторговал у Дона Ширли, сделал свое дело: столь разные люди на два месяца оказались в одной машине.
Тони Говорун, как и обещала его кликуха, оказался завзятым болтуном, ни на минуту не закрывающим рта. А вдобавок — невероятным обжорой, в страшных количествах поглощающим сэндвичи, пиццу, куриные крылышки, да и вообще грубоватым, неотесанным человеком, в своих ежедневных посланиях к жене описывающим лишь состояние своего желудка. И вот с этим одномерным, хотя и по-своему харизматичным чудовищем оказался вынужден делить ежедневный досуг Дон Ширли (лауреат премии «Оскар» Махершала Али) — утонченный музыкант, выпускник Ленинградской консерватории, обладатель нескольких научных степеней, знаток восьми языков, о котором знаменитый музыкант ХХ века Игорь Стравинский говорил: «Его виртуозность достойна богов».
Однако этот поцелованный Богом музыкант оказывается изгоем, парией в ходе своего турне по американскому Югу, где в 1962 году еще вовсю действовали законы расовой сегрегации. Нет, на сцене публика готова была искренне восхищаться Доном Ширли, отдавать должное его таланту. Но в одном из богатых домов Дону Ширли запретят пользоваться общим для всех туалетом, в другом месте не позволят пообедать в ресторане вместе с белыми гостями, в третьем — поселят не в гостиницу, а в форменный клоповник, где музыканта изобьют подвыпившие расисты. Оказывается, до 1966 года для путешественников по южным штатам еще выпускалась специальная «Зеленая книга», на страницах которой указывались адреса, по которым имели право селиться, обедать, справлять другие надобности чернокожие американцы.
Тони Говорун, водила и вышибала, которому белый цвет кожи откроет двери в самые шикарные гостиницы и рестораны, будет уязвлен таким отношением к своему шефу. И станет его ярым защитником, орудуя где своим языком-помелом, где увесистыми кулаками. И, помимо прочего, как-то незаметно, исподволь, преподнесет отрешенному музыкальному гению основы житейской мудрости, научит правилам выживания в жестоком социуме, приобщит к своей любимой музыке — не каким-то там пианистическим экзерсисам, а к любимым народом композициям Литтла Ричарда, Ареты Франклин.
Дон Ширли, в свою очередь, оценит самоотверженность и преданность своего шофера. Займется манерами и словарным запасом Тони Говоруна, научит его писать жене нежные, поэтичные письма, приоткроет перед ним свою одинокую, уязвленную душу. К концу фильма расист-вышибала и виртуоз-пианист станут, как это ни покажется кому-то странным, настоящими друзьями. А в финале вместе отпразднуют Рождество в многолюдной квартире Тони. И эта дружба — уже за рамками картины — продлится целых 50 лет.
Тони Говорун, надо думать, облагороженный общением с гением музыки, позже познакомится с Фрэнсисом Фордом Копполой, снимется у него в качестве актера в «Крестном отце», затем сыграет небольшие роли в «Бешеном быке», «Славных парнях», «Донни Браско», «Клане Сопрано». А после своей смерти, случившейся несколько лет назад, станет...одним из двух главных героев фильма «Зеленая книга», сценарий для которого напишет драматург, режиссер, продюсер Ник Валлелонга — сын Тони Валлелонги. Так замкнется этот интереснейший сюжет.
«Зеленая книга» выходит на наши экраны. В США она уже снискала грандиозный успех. Фильм завоевал три премии «Золотой глобус», получил пять номинаций на «Оскар», на днях Гильдия продюсеров США назвала его лучшим фильмом года. А это едва ли не 100-процентная гарантия того, что «Зеленая книга», скорее всего, победит в главной номинации — «Лучший фильм».
«Откуда и почему такие авансы? — может спросить меня иной зритель. — Ведь сама история про сближение двух противоположностей не блистает особой новизной». Соглашусь, сюжет «Зеленой книги» не нов. Об этой коллизии еще Пушкин писал, пусть про других людей и по другому поводу: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».
Но в том-то и дело, что режиссер Питер Фарелли и блистательные актеры, изящно балансируя на стыке жанров, сумели насытить эту, казалось бы, наперед прочитываемую историю таким мощным гуманистическим посылом и столь тонким сочетанием драматизма, юмора, нежности, любви, печали, что, выходя из зала, я не мог сдержать нахлынувших эмоций. Слезы капали.