В отличие от столиц, отмечаемое в нынешнем году 150-летие Горького в Нижнем Новгороде празднуется широко, с яркими театральными, научными и литературными событиями. Алексей Максимович — не просто самый знаменитый писатель-нижегородец, он гений места. Город сыграл в его судьбе важную роль. О чем не устает напоминать литературно-художественный журнал «Нижний Новгород» — один из верных продолжателей традиций великого земляка. И в этом еще одно отличие местного бытия от столичного: если там говорят о закате эпохи «толстых журналов», на Волге доказывают: дело обстоит вовсе не так.
Журнал «Нижний Новгород» открылся в 2014 году при поддержке регионального Министерства культуры и быстро набирает авторитет в рядах общероссийской литературной периодики.
«Почтенные столичные «толстяки», которым сегодня тоже живется несладко, физически не в состоянии охватить все литературное поле страны, — говорит главный редактор Олег Рябов. — Начинающий, никому не ведомый писатель может пробиваться на их страницы годами. А мы ближе. Бережно отбираем одаренных авторов, помогаем им подняться из безвестности, ориентируясь на мастеров слова. По Маяковскому, «ревнуя к Копернику», а не к собрату по местному литературному кружку. Делаем этакую прививку от самоуспокоенности. Главную нашу задачу я бы сформулировал как «траление молоди»...
В «Нижнем Новгороде» наряду с молодыми литераторами охотно публикуются Глеб Горбовский и Виктор Соснора, Игорь Золотусский и Владимир Алейников, Роман Сенчин и Евгений Семичев, Захар Прилепин и Алексей Иванов, Павел Крусанов и Михаил Тарковский, Диана Кан и Елена Крюкова. Это позволяет журналу не повторять участи коллег, задыхающихся в тесных местечковых рамках, а начинающим авторам — осознавать себя звеном общероссийского литературного процесса и ощущать, что провинция лишь географическое, но никак не культурное понятие.
Такое творческое кредо дает плоды. Под сенью литературных мэтров растут,все ярче заявляя о себе, поэты-нижегородцы Надежда Князева и Денис Липатов, Андрей Дмитриев и Владимир Безденежных, прозаики Олег Макоша, Осип Бес, Кирилл Лодыгин. Среди перспективных вступающих в литературу авторов — десятки достойных имен.
У журнала устойчивый круг читателей. Понятно, значительная часть тиража поступает в библиотеки города и области, рассылается во все крупнейшие книгохранилища страны.
Сам Олег Рябов — писатель, издатель, библиофил и большой ценитель горьковского наследия. В номере, посвященном юбилею классика, подобраны интересные исследовательские статьи Павла Басинского («Странный Горький» и «Трагический кордебалет»), Андрея Румянцева («Противиться злу жизни...»), Олега Демидова («Горький и имажинисты»), Николая Фортунатова («Близнецы — антиподы?»), Эдуарда Кузнецова («Максим Горький и сатирики»). Вячеслав Федоров написал о перипетиях создания монумента «Буревестник революции» Веры Мухиной.
А открывается журнал проникновенным рассказом самого Олега Рябова «Липы Максима Горького». О том, как, отдыхая на своей малой родине в 1903 году, писатель вместе с семьей слушал рассказы «лесных людей» — старообрядцев об их жизненном укладе, обожествлении природы, земли, воды, деревьев. Как сажал со своими маленькими детьми Максимом и Катей липы в саду и ухаживал за ними. Старый садовник-грек в рассказе говорит ему: «Посаженное дерево — лучший памятник человеку, потому что дерево помнит, кто сажал его и ухаживал за ним в первые трудные дни. Под корой деревьев бежит живительный сок, похожий на нашу кровь. А главное, дерево живет многие сотни лет, и редкий каменный или железный постамент сможет сравниться с ним в долголетии».
«Липы Горького, — пишет Олег Рябов, — стоят посреди улицы и тянутся в небо уже вторую сотню лет. Его липы».