Главная Культура 20:08 24 Мая 2024 2576
Музыка возникала словно из воздуха

Госоркестр Татарстана отыскал русские мотивы у Моцарта и Брукнера 

Сергей Бирюков
Александр Сладковский и Энджел Вонг на сцене «Зарядья». Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

Интенсивность работы Государственного академического симфонического оркестре Республики Татарстан поражает не менее, чем ее качество. Только что «Труд» писал о программе шедевров русской музыки, которой казанцы открыли у себя дома традиционный, XIII фестиваль имени Рахманинова «Белая сирень». И вот – гастрольный вечер в московском «Зарядье»: великая австрийская музыка. Не менее близкая коллективу, знаменитому своим универсальным репертуаром.

Начали с Моцарта. Увертюра к опере «Дон Жуан» вызвала чувство, всегда бывающее от мастерского и увлеченного исполнения оперной преамбулы: отчего сейчас же не последует вся столь ярко обещанная «веселая драма»? Ну как отойти от магии этих «командорских» императивов меди, заставляющих струнные трепетать за Лепорелло и бросать гневные реплики за отчаянного заглавного героя? Впрочем, сам Моцарт немедленно «меняет сцену» на сумасшедшее кипение праздника. Если закрыть глаза – не верится, что перед тобой от силы три десятка музыкантов, настолько насыщена ткань звукового полотна, узор которого по ажурной филигранности напоминает драгоценное колье.

И тут же, как в кино, этот ажур сменяется вьюжным узорочьем 20-го концерта: мы уже не в Севилье, пусть и увиденной глазами венца, а где-то на снежной австрийской дороге, рядом с погруженным в тревожные думы путником – может, самим Моцартом, едущим из тихого Зальцбурга в манящую, но и пугающую имперской холодностью Вену навстречу испытаниям и надеждам. Графическая рафинированность оркестрового штриха казанцев нашла здесь адекватный ответ в стилистической чистоте игры юного, но уже крепко полюбившегося нашей публике американца Энджела Вонга, одного из триумфаторов прошлогоднего конкурса Чайковского. Опять же – не глядя на сцену, ловишь себя на ощущении, что внутри этого рояля запрятан даже не старинный хаммерклавир, а клавесин с его четко градуированной террасообразной динамикой и звонко летящим в пространство бисером нот. Но никакой музейной пыли, наоборот, эффект живого броска в дальнюю эпоху… из которой, впрочем, современный музыкант видит-слышит очень многое. Например – то, что моцартовские открытия через несколько десятилетий найдут продолжение в мятежных бетховенских сонатах-фантазиях: на эту связь пианист деликатно намекнул в одной из каденций финала.

А веселая цитата песни «Ах вы сени мои сени» в коде (может, случайность, а может и нет – дружил же Моцарт с русским посланником Разумовским), похоже, стала импульсом для экстравагантного, но органичного в этой программе биса – финала «Жар-Птицы» Стравинского. В рояльном переложении (если не ошибаюсь, авторства итальянца Гвидо Агости) и в пальцах солиста эта музыка обрела, кажется, даже больше импрессионистической фееричности, чем в оркестровом оригинале.

Ну и грандиозное завершение-эпицентр-кульминация программы: 9-я симфония Брукнера. Совсем не похожего на Моцарта. И в то же время родственного ему своей альпийской, снежной чистотой мелодических контуров, ослепительной красотой гармоний, чье сияние подобно солнечному свету, льющемуся с горных небес.

Музыка возникает словно из воздуха – струнники, кажется, даже не двигают смычками, из-под которых волшебным образом струится тремоло, рождающее все более настойчивые реплики-вопросы. И вот это уже мощный медный глас – глас неба. Да и вся симфония, что очевидно в потрясающе рельефной, почти сюжетной подаче казанцев – разговор между человеком и Господом. Трубы, тромбоны – конечно, представители горнего мира. Скрипки – голос человека. Он же – голос любви, единственного, в чем человек равен Создателю. Гобой и валторна в таинственном отдалении – словно ночные птицы, свидетельницы этой любви. Грустная колыбельная у кроватки младенца – случайно ли эта тема так напоминает блоковско-свиридовскую «Богоматерь в городе», до которой от Брукнера еще целое столетие?.. И снова мы среди облачных громад и громов, снова – Божий вопрос к человеку, выливающийся в огромную волну-проповедь, в хоралы дерева, меди, в обжигающе холодное тутти, суровостью похожее на средневековые церковные хоры.

Потрясающая картина жизни – какой же космической многокрасочностью и строжайшей дисциплиной групп надо обладать оркестру, чтобы так ее подать, а дирижеру – демиурговой волей, чтобы выстроить!

И так – во всей трехчастной партитуре. В скерцо, рождающем образ вулканического кипения (однако какая струнная теплота в романтической середине!). В адажио, зачинаемом с гигантского вдоха струнных, неспешно, но неотвратимо возводящем душу к экстатическому созерцанию мироздания как архитектуры неохватной высоты и нерушимой чистоты линий. И снова удивительная своей русскостью ассоциация: не та же ли красота вечных основ жизни, над которой не властны никакие земные беды, слышится в медленных эпизодах Седьмой симфонии Шостаковича? А печальная улыбка прощания (Брукнер знал, что умирает и вслед за этим адажио уже больше ничего не напишет) не отзовется ли впоследствии в трагических финалах Восьмой, Четырнадцатой, Пятнадцатой симфоний нашего великого мастера?

Интересно, имел ли в виду столь далеко идущие параллели Сладковский? А впрочем, какая разница – так или иначе, оркестр из Казани расширил вселенную Брукнера до масштабов всей мировой музыки. Может ли какой-либо исполнитель достичь более высокого художественного результата? 

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5316
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4373
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...