Калининградский Кафедральный собор уникален не только своими семивековыми традициями, историей разрушения от английских бомб во Вторую мировую войну и последующего возрождения совместными усилиями российских энтузиастов и их друзей во всем мире. Это, как сказала мне его художественный руководитель Вера Таривердиева, самый активно действующий концертный зал мира: в прошлом году здесь состоялись 784 концерта – в основном классической музыки. Но подобного тому, что произошло на днях, не видели даже эти древние стены: в игру современных музыкантов «включились» исполнительницы начала XIX века, причем не ряженые лицедейки, а настоящие жительницы той эпохи.
Никакой мистики: речь о совместном проекте собора и Государственной Третьяковской галереи – выставке одной картины, которой в этом году стал «Портрет сестер-княжон Анны и Варвары Гагариных» кисти Владимира Боровиковского. Это они «аккомпанировали», одна пением, другая игрой на гитаре, то ансамблю старинной музыки Les Moscovites под управлением Филиппа Ноделя, то «Виртуозам Москвы» Владимира Спивакова, которыми на сей раз дирижировал маэстро из Санкт-Петербурга, музыкальный руководитель Михайловского театра Александр Соловьев. Или, если угодно, знаменитые сегодняшние ансамбли аккомпанировали двум очаровательным гостьям из прошлого…
Жаль, на открытие выставки 18 июня автору этих строк выбраться не удалось. Рассказывают, тогда картина впрямь «зазвучала»: на сцене пела певица, и гитаристка играла на точно такой же старинной (ее еще называют романтической) гитаре. В выпавшем на мою долю концерте закрытия месяц спустя таких параллелей не возникло – но для волшебного погружения в искусство вполне хватило «просто» совершенства звука прославленного спиваковского оркестра. Прибавим сюда безошибочно подобранную Верой и Александром программу: инструментальные концерты и сюиты Вивальди, Грига, Элгара… В том числе партитуры с участием инструмента, ставшего символом собора – органа: концерт «Кукушка и соловей» Генделя и изумительно красивая, крайне редко играемая у нас Сюита Респиги. Органную партию исполнил один из двух титулярных органистов собора Мансур Юсупов. Другой, Евгений Авраменко, занял место за клавесином.
После исполнения Концерта Вивальди улыбаются все – гобоисты Эмиль Мирославский и Михаил Штанько, дирижер Александр Соловьев, «Виртуозы Москвы» и, конечно, сестры Гагарины
Всякий раз, когда попадаю в Калининград, приходит чувство, что этой земле, по всей справедливости принадлежащей России, в то же время самим Провидением определено быть местом всемирного притяжения культур и народов. Причем корень «мир» тут действителен в обоих его значениях.
И то, чтобы центром этого притяжения стал Кафедральный собор, – цель деятельности Веры Таривердиевой.
Она рассказывает мне об установившемся календарном цикле фестивалей – охват действительно универсальный. Это и «Баховские дни» (между 21 и 31 марта – датами, к которым разные документы относят рождение Иоганна Себастьяна), и «Совершенно Летние концерты» (в пик туристического сезона их бывает по три в день), и необычный однодневный фестиваль «МузыКанты на острове Канта» (в Международный день философии в ноябре), и, наоборот, длящийся круглый год смотр «Орган плюс», и «Декабристские вечера», представляющие своеобразную версию синтеза изобразительного и музыкального искусств.
Четыре года назад в этот цикл вошли выставки одной картины. Смелость города берет: Вера позвонила генеральному директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой, и та по здравом размышлении… согласилась. Главная хранительница ГТГ Татьяна Городкова подобрала для старта проекта одно из самых известных полотен коллекции – «Московский дворик» Поленова. Все тогда оценили точность жеста столицы по отношению к отдаленному и совсем не просто живущему региону: вещь очень московская, вместе с тем свободная даже от намека на помпу, теплая, интимная, душевная… Впоследствии Татьяна Семеновна «командировала» в Калининград не менее знаковые произведения – «Портрет дочерей Шаляпина» работы Коровина, «Импровизацию №7» Кандинского, вот теперь – «Княжон» Боровиковского… Всякий раз – никаких вопросов к сохранности картин: выбирались полотна, стойкие к транспортировке, а микроклимат собора, приспособленный под функционирование тончайшего изделия – органа – оказался идеальным и для живописи.
Вера Таривердиева – художественный руководитель Кафедрального собора, автор большинства его проектов
Эх, если бы с той же обстоятельностью решался вопрос о внезапно случившемся ровно в тот же уик-энд вывозе «Троицы» Рублева в Сергиев Посад: и произведение неизмеримо хрупче, и условия демонстрации куда жестче…
Впрочем, то – другая история. А пока мы в Калининграде, спрашиваю Веру об особенно дорогом ей проекте – Международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева. Это ведь она, моя теперешняя собеседница, впервые попав в Калининград в 1999 году, вдруг поняла: в этом городе со славной и трагической судьбой, всему миру посылающем импульс мира, должна звучать возвышенная и гуманная органная музыка ее супруга. Так возникло состязание, где обязательными сочинениями стали органная симфония «Чернобыль» и органный концерт «Кассандра», теперь, после двух десятков лет истории конкурса «разнесенные» его лауреатами по многим странам. Но что в этих уголках планеты слышат за словами «русская органная музыка» сегодня?
– Мы объявили прием заявок на 2023 год, – говорит Вера. – Рассчитывали, что соревнование, состоящее, помимо финала в Калининграде, из нескольких региональных туров, расширит свою географию. И действительно, в нее впервые войдет азиатский тур с центром в Пекине. Но вместе с этим приобретением мы уже понесли первую потерю – отпала площадка в Гамбурге, где много лет проходил западноевропейский тур, придется проводить его дистанционно, по видеороликам. Пока хранят молчание наши коллеги, устраивающие американский тур в Нью-Хейвене. А вот польский органист, которого мы рассчитывали видеть в жюри, молчание нарушил – прислал отказ…
Для многих за Западе сегодня Калининград – только военный форпост России. Но думать так – ошибка.
Приезжайте в Калининград!
Международные кризисы приходят и уходят, а культура остается. Достаточно увидеть тот же восстановленный Кафедральный собор, могилу Канта рядом с ним, посетить трогательный музей великого мыслителя в этих исторических стенах, услышать звучание возрожденного органа, увидеть переполненный во время концертов зрительный зал (в эти дни пришлось даже ставить бесплатный, открытый для всех партер с видеоэкраном прямо на лужайке рядом с собором)… Для всего этого надо лишь сюда приехать.