Как известно, во время Великой Отечественной войны филармония города на Неве продолжала работать. Организовывала концерты, которых публика ждала, заполняя зал под завязку даже при постоянных обстрелах. Концертные бригады выезжали к бойцам на фронт, выступали на кораблях Балтийского флота, сборных пунктах воинских частей. А после эвакуации знаменитого симфонического оркестра в Новосибирск концерты ленинградцев начались и там.
Свидетелями тех событий были афиши. Обычно очень скромные: дата, программа да имена. Зато какие имена: дирижеры Евгений Мравинский, Николай Рабинович, Курт Зандерлинг, солисты Даниил Шафран, Борис Гольдштейн, Яков Зак: Сегодня филармония бережно хранит 720 таких бесценных документов — афиш, программок, пригласительных билетов военного времени. Все на простой бумаги, вплоть до оберточной — другой не было. Некоторые за долгие десятилетия обветшали, разорвались по краям, а то и вовсе распались на части от ветхости.
Восстановить их взялись в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте истории РАН, где есть мастерская, специализирующаяся на возрождении бумажных памятников культуры. Подсказала идею прошлогодняя выставка в Большом зале филармонии, посвященная первому исполнению в Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича («Труд» рассказывал о ней в номере от 5 августа 2022 года).
И вот в январе года нынешнего стартовал совместный проект академического института и концертной организации под названием «Военная летопись Филармонии». На первом из четырех запланированных этапов реставраторы работают с афишами заслуженного коллектива республики, посвященными его выступлениям в эвакуации и давшими громадный толчок развитию музыкальной культуры Новосибирска и всей Сибири.
Недавно журналистов пригласили в мастерскую, чтобы показать первые результаты кропотливого труда специалистов и рассказать, как происходит реставрация.
Вначале бумажный памятник досконально исследуют — измеряют, проверяют краски на стойкость. В войну добыть качественную краску было почти нереально. Тем не менее удавалось выпустить двух-, а иногда и трехцветный плакат-объявление.
«Если старая краска растекается, то процесс переносят в вакуумную камеру, — рассказала сотрудница НИИ Елена Шепилова. — Затем проводится так называемая сухая чистка: щетками и специальным пылесосом удаляются пятна, грязь. После переходят к увлажнению бумаги, обеспечивая целостность раритета мягкими защитными сетками сверху и снизу. Все это помещают между слоями сукна или картона и кладут под пресс, крепко затягивая его винты, чтобы реставрируемый объект не пошел пузырями».
В мае первые военные афиши Петербургской филармонии, отреставрированные Институтом истории РАН, были размещены на виртуальной выставке, вызвав колоссальный зрительский интерес. А к концу июня все 75 отреставрированных афиш новосибирского периода и 15 программок вдобавок вернутся домой, в филармоническую библиотеку.
«Им на смену в Институт истории отправят собственно ленинградские афиши времени блокады, — сказал корреспонденту «Труда» многолетний заведующий этой библиотекой Павел Дмитриев. — Если точно, то 120 афиш плюс 30 программок. А также Книгу записи концертов. В нее сотрудники филармонии с апреля 1942-го по лето 1944-го заносили данные о репертуаре выступлений, составе их участников, количестве проданных билетов. В этом уникальном документе — по сути, все главное из музыкальной жизни Ленинграда в ту тяжелейшую пору».
Проект «Военная летопись Филармонии» рассчитывают осуществить до конца 2025 года.
А в это время
Выставка, посвященная 120-летию со дня рождения легендарного дирижера Евгения Мравинского, полвека отдавшего служению Ленинградской филармонии, открыта в фойе Большого зала. Среди экспонатов — афиши, программки концертов, партитуры и, конечно, множество фотографий. К началу нового сезона ее обещают расширить, в том числе за счет отреставрированных афиш.