Эти афиши никогда не устареют

В Петербурге возрождают свидетельства музыкальной жизни блокадного города

Как известно, во время Великой Отечественной войны филармония города на Неве продолжала работать. Организовывала концерты, которых публика ждала, заполняя зал под завязку даже при постоянных обстрелах. Концертные бригады выезжали к бойцам на фронт, выступали на кораблях Балтийского флота, сборных пунктах воинских частей. А после эвакуации знаменитого симфонического оркестра в Новосибирск концерты ленинградцев начались и там.

Свидетелями тех событий были афиши. Обычно очень скромные: дата, программа да имена. Зато какие имена: дирижеры Евгений Мравинский, Николай Рабинович, Курт Зандерлинг, солисты Даниил Шафран, Борис Гольдштейн, Яков Зак: Сегодня филармония бережно хранит 720 таких бесценных документов — афиш, программок, пригласительных билетов военного времени. Все на простой бумаги, вплоть до оберточной — другой не было. Некоторые за долгие десятилетия обветшали, разорвались по краям, а то и вовсе распались на части от ветхости.

Восстановить их взялись в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте истории РАН, где есть мастерская, специализирующаяся на возрождении бумажных памятников культуры. Подсказала идею прошлогодняя выставка в Большом зале филармонии, посвященная первому исполнению в Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича («Труд» рассказывал о ней в номере от 5 августа 2022 года).

И вот в январе года нынешнего стартовал совместный проект академического института и концертной организации под названием «Военная летопись Филармонии». На первом из четырех запланированных этапов реставраторы работают с афишами заслуженного коллектива республики, посвященными его выступлениям в эвакуации и давшими громадный толчок развитию музыкальной культуры Новосибирска и всей Сибири.

Недавно журналистов пригласили в мастерскую, чтобы показать первые результаты кропотливого труда специалистов и рассказать, как происходит реставрация.

Вначале бумажный памятник досконально исследуют — измеряют, проверяют краски на стойкость. В войну добыть качественную краску было почти нереально. Тем не менее удавалось выпустить двух-, а иногда и трехцветный плакат-объявление.

«Если старая краска растекается, то процесс переносят в вакуумную камеру, — рассказала сотрудница НИИ Елена Шепилова. — Затем проводится так называемая сухая чистка: щетками и специальным пылесосом удаляются пятна, грязь. После переходят к увлажнению бумаги, обеспечивая целостность раритета мягкими защитными сетками сверху и снизу. Все это помещают между слоями сукна или картона и кладут под пресс, крепко затягивая его винты, чтобы реставрируемый объект не пошел пузырями».

В мае первые военные афиши Петербургской филармонии, отреставрированные Институтом истории РАН, были размещены на виртуальной выставке, вызвав колоссальный зрительский интерес. А к концу июня все 75 отреставрированных афиш новосибирского периода и 15 программок вдобавок вернутся домой, в филармоническую библиотеку.

«Им на смену в Институт истории отправят собственно ленинградские афиши времени блокады, — сказал корреспонденту «Труда» многолетний заведующий этой библиотекой Павел Дмитриев. — Если точно, то 120 афиш плюс 30 программок. А также Книгу записи концертов. В нее сотрудники филармонии с апреля 1942-го по лето 1944-го заносили данные о репертуаре выступлений, составе их участников, количестве проданных билетов. В этом уникальном документе — по сути, все главное из музыкальной жизни Ленинграда в ту тяжелейшую пору».

Проект «Военная летопись Филармонии» рассчитывают осуществить до конца 2025 года.

А в это время

Выставка, посвященная 120-летию со дня рождения легендарного дирижера Евгения Мравинского, полвека отдавшего служению Ленинградской филармонии, открыта в фойе Большого зала. Среди экспонатов — афиши, программки концертов, партитуры и, конечно, множество фотографий. К началу нового сезона ее обещают расширить, в том числе за счет отреставрированных афиш.