Главная Культура 00:15 22 Декабря 2023 41178
Осталось нам смотреть капустник…

Почему к Новому году они себе «шили сроки» и кто придумал рояль в кустах

Марина Крючкова
Кадр из к/ф «Карнавальная ночь». Фото из открытых источников

На этой неделе стартовали новогодние корпоративы. Прошлогодних сомнений, уместно ли их проводить во время военных действий, как не бывало. Нынче основной вопрос — где и как. На рестораны, судя по опросу SuperJob, замахнулось больше трети компаний, а почти 20% устраивают вечеринки в офисах. Конечно, со «звездами» — куда ж без них. Нередко приглашают также нумерологов и астрологов: гадания теперь в моде. А еще ведущих всевозможных викторин и квизов (квизы — это как «Форт Боярд», только на местном материале). Все популярнее и капустники. Казалось бы, забытый жанр не желает уходить на покой. И на то есть причины!

Вообще-то слово «капустник» применительно не к пирогу, а к веселому представлению, я впервые услышала еще в детстве. Это случилось после похода в кино на «Карнавальную ночь». Бабушка, завзятая театралка, в юности заставшая еще первые капустные посиделки Московского художественного театра, сразу определила фильм (на фото вверху) как «настоящий капустник». И рассказала, откуда взялось такое название. Основных версий две, и обе сходятся на знаменитом актере Малого театра Щепкине. По одной, он после спектаклей собирал у себя дома коллег и угощал домашним капустным пирогом — под споры, декламации стихов и разные напитки.

А по второй версии, капустный пирог подавали в кофейне Печкина, находившейся близ Театральной площади — там сейчас гостиница «Москва». Эта кофейня в середине XIX века, по выражению Писемского, «самое умное и острословное место в Москве», где актеры и литераторы собирались для обсуждения своих «цеховых» новостей. Тут же читали новые пьесы, а то и играли спектакли. В импровизациях участвовали и писатели (Белинский, Герцен, Островский), и артисты (Мочалов, Садовский, Щепкин) — Малый театр-то был неподалеку. Так что кофейню Печкина вполне можно считать родителем № 2 театральных капустников, да и вообще театров миниатюр XX века.

Обожал этот жанр и Станиславский. В основанном им (вместе с Немировичем-Данченко) на рубеже веков Художественном театре актеры почти сразу же стали устраивать вечера пародий и шуток для себя и друзей. А 9 февраля 1910 года на этот междусобойчик в первый раз допустили публику, причем средства от продажи билетов с тех пор шли нуждающимся артистам МХТ.

«Подготавливались в течение нескольких дней, — вспоминал Стани-славский в книге „Моя жизнь в искусстве“. — Пародировали театральные, цирковые и эстрадные постановки. Очень смешил публику Москвин: бессменный царь Федор Иоаннович на этот раз изображал слугу, старательного дурака, который не вовремя опускал и поднимал занавес, подавал фокусникам не те предметы, а то и вовсе выдавал секрет трюка. Или Вишневский, вместо привычной роли Бориса Годунова гарцевавший в образе дрессированного коня. Был и угадыватель мыслей, который под гипнозом открывал пикантные секреты театра. Актеры сами веселились от души, и это передавалось залу».

После революции капустники попритихли: как-то стало не до веселья, да и публика изменилась. В театры пошли массы, которым вполне хватало пьес на злобу дня, — «Мистерия-Буфф» Маяковского, «Зори» Верхарна или «Пантомима Великой революции» (автор неизвестен). Зато все чаще в заводских и прочих рабочих клубах стали ставить самодеятельные капустники, вызывавшие бурный восторг зрителей: артисты-то свои, узнаваемые! «Карнавальная ночь» — как раз киношный вариант такого действа. Позже стали возрождаться и театральные капустники, причем на старый Новый год — обязательно. Рождество-то оставалось под запретом, и это был способ хоть как-то заявить свое несогласие:

«Все люди к Новому году шьют себе костюмы, а мы шьем себе срок. И стараемся, чтобы срок был больше и элегантнее» — по словам ветерана капустного движения Григория Горина, именно эту фразу произносил Александр Ширвиндт каждый раз, когда прибегал вечером после спектакля на пятый этаж Московского дома актера, где Горин со своим всегдашним соавтором Аркадием Аркановым работали над текстом очередного капустника. Искусствовед Марина Райкина, в чьей книге «За кулисами. Москва театральная» я нашла эти подробности, уточняет:

«Компания (речь о «капустной команде» Дома актеров, куда кроме Ширвиндта входили Михаил Державин, Леонид Сатановский, Анатолий Адоскин, Борис Иванов и Никита Подгорный. — Труд) явно нарывалась на срок или, в крайнем случае, на большие неприятности, когда со сцены под общие зрительские переглядки пела песенку о КГБ: «По дальним странам я бродил, / И мой тук-тук (все стучали) со мною. / Париж и Вену посетил, / И мой тук-тук со мною».

В «оттепель» конца 50-х — начала 60-х годов прошлого века капустники стали настоящей отдушиной для творческой интеллигенции. Было негласное указание дать «выпустить пар»: острые вещи можно было говорить, но только в Домах творчества Москвы и Ленинграда. И не зарываться! После сценки с «тук-тук» кто-то, конечно же, реально «стукнул» куда следует, и нарушителей вызвали на ковер, потребовав показать тексты таких серьезных шуток. «Какие тексты?! Мы ж все на ходу сочиняем», — заохали шутники. Обошлось. Как и с шутками, что во главе Домов творческой интеллигенции вдруг стали ставить военных: в Домжуре — генерал, в ЦДРИ — контр-адмирал...

Фото: © Alexander Chernykh,globallookpress.com

Понятно, что народ буквально рвался на эти капустники: в обычном театре такой крамолы не услышишь. Причем подкупали не только смелость, но и стиль: острота без жестокости, юмор без пошлости. Кстати, не все знают, что выражение «рояль в кустах» родилось тоже на капустнике, а точнее, на выступлении вот этого капустного дуэта. Это была пародия на якобы прямые телеэфиры. Репортер останавливает на улице случайного прохожего («Как вас зовут? — Вы мне? (перепуганно). — Вам, Серегин (шепотом), вам».) и интересуется его увлечениями. И выясняется, что пенсионер и на скрипке не прочь сыграть (и играет!), и на пианино может, вон и рояль у него тут, в кустах...

Удачно заходил и найденный этим дуэтом формат «Иностранка и переводчик», целый сериал забавных сценок. Вот, например. Невозмутимый Ширвиндт переводит слова «иностранки»: «Ей заказали номер в гостинице „Космос“, а таксист почему-то привез в „Колос“. Чистая большая комната, но там почему-то живут шесть оленеводов! И удобства во дворе. А двора нет»...

Конечно, сейчас такие шутки могут показаться не очень-то забавными: в моде куда более брутальный юмор. Но если хотите поострее, давайте переместимся в Ленинград, где с 1970-х блистали капустники сатирика-виртуоза Вадима Жука и его команды, позже создавших театр «Четвертая стена».

Шесть человек (на фото внизу: Вадим Жук, Сергей Лосев, Ирина Пярсон, Игорь Окрепилов, Александр Романцов, Марина Мишук) почти четверть века тонко, иронично и очень смело веселили публику. Иногда, правда, кто-то из команды сомневался: нет, вот это уже чересчур! Но Жук предлагал не пугаться заранее. Шутили про политику, чиновников — про жизнь. Вот так, например (это когда на излете СССР, в пору всеобщего дефицита, ввели «карточки гостя города»): «Город над вольной Невой / В сущности уже полуживой, / Слушай, Ленинград, я тебе спою. / Если я на ногах устою».

Фото из открытых источников

«Четвертая стена» была невероятно популярна. Если в программу новогоднего или еще какого праздничного вечера входили их номера, Ленинградский Дом актера бывал забит под завязку. А с началом перестройки театр наконец-то пустили на ТВ. «Неблагодарные» шутники ответили репризой: «Ты видел, их для телика снимали? — Теперь такое указанье дали: снимают всех, кто любит говорить. — Зачем? — Чтоб после было легче отловить».

Или еще про карточки, на этот раз про «визитные карточки покупателя». Бредут пятеро «слепых» (почти как на картине Брейгеля «Притча о слепых») — с белыми тростями, гуськом, держась друг за друга. И первый, держа визитку: «Чтобы я был с пищею знаком, выдал мне визитку исполком. (Второй подхватывает): Чтобы в магазин не нанес визит затесавшийся к нам паразит».

Пожалуй, остановлюсь. Пересказывать сценки, где интонация и мимика так же важны, как слова, занятие неблагодарное. Лучше посмотреть сами ролики, все они есть в интернете. Займусь, пожалуй, этим на праздниках. А в заключение — «Гимн капустнику», который был написан в середине 1980-х, — эдакое напутствие будущим «капустным командам» и зрителям.

Когда спектакль возникает, / Тот, за который все отдать. / Когда не то что контрамарки, / Билета даже не достать. / И если на него пропустят, / От счастья можно умереть. / Не нужен никому капустник, / Поскольку есть на что смотреть. / Вы не пойдете на капустник, / Поскольку есть на что смотреть.

У нас опять года исканий, / Эксперимент куда ни глянь. / Но к театральным кассам тянет / Слабей, чем к кассам финских бань. / И в обстановке общей грусти / По невозвратным временам / Осталось нам играть капустник, / А что еще осталось нам? / Осталось вам смотреть капустник, / А что еще осталось вам...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 32138
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Можно ли строить «абсолютно с нуля» в историческом центре Петербурга?

Ирина Смирнова
Труд
14 объектов культурного наследия и сами Адмиралтейские верфи – что со всем этим будет после строительства моста-монстра и автотрассы? Фото из открытых источников

Очередная попытка построить Ново-Адмиралтейский мост взбудоражила общественность города на Неве. Если проект новой гигантской переправы на Васильевский остров будет реализован, как недавно пообещал губернатор Александр Беглов, это...

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 7878
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Конкурс состоится в Москве уже в этом году. В спорах про то, надо ли утереть нос «Евровидению», поставлена точка

Сергей Беднов
Труд
Кто-то уже заявляет, что лучше Шамана все равно никого не найти. Понимаем-понимаем. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Пару недель назад президент подписал указ о проведении конкурса «Интервидение». Он состоится в Москве уже в этом году. Таким образом была поставлена точка в споре на тему, надо ли нам утереть нос...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Культура 00:03 / 14 Февраля 2025 4829
Кино в ритме танго

Новый сериал стал бенефисом Юлии Снигирь

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Юлия Снигирь считает, что многие женщины узнают в ее героине себя

В канун Дня всех влюбленных в онлайн-кинотеатрах KION и START начался показ мелодрамы «Танго на осколках». Жанр сериала вкупе с сентиментальным названием настораживают: уж не пытаются ли популярные...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4574
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4434
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Семен Теодорович рассказал, как они с супругой заменяют друг другу пуделей и что делать, если у человека нет чувства юмора

Марина Суранова
Труд
Артист вот уже более полувека хранит невозмутимое выражение лица. А зрители все это время – смеются. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

В Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоялся концерт, посвященный 80-летию Семена Альтова. Вот уже более полувека Семен Теодорович с невозмутимым видом читает свои миниатюры со сцены, а зрители,...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 3969
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...