Главная Культура 00:25 22 Сентября 2023 8570
Сочинил архитектор Щусев...

В Москве открылась выставка, посвященная 150-летию великого зодчего

Елена Широян, искусствовед
Эскиз храма Сергия Радонежского на Куликовом поле с резолюцией императора Николая II. Фото с сайта ВМДИ

День рождения у архитектора Алексея Щусева наступит 8 октября, но знаменательную дату уже начали отмечать во Всероссийском музее декоративного искусства. Афиша выставки, выдержанная в старой орфографии — «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», — удивила публику: вроде бы в Москве есть Музей архитектуры, который даже имя носит щусевское — Алексей Викторович был его основателем.

А в прошлом году зодчего авансом чествовали в Третьяковской галерее, где в 1920-х он поработал директором. Что же, личность юбиляра и его наследие многогранны, и разговор о нем можно продолжать в разных ракурсах и стенах. Но автограф с надписью, давшей заглавие нынешней выставке, хранится именно во ВМДИ вместе с переданными родственниками архитектора экспонатами его личной коллекции народного искусства, эскизами, чертежами, раритетными шаблонами каменной резьбы для его шедевра — Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Орнаментами русских бытовых предметов зодчий вдохновлялся при создании декора храмов: до 1917 года будущий автор Мавзолея зарекомендовал себя именно как строитель церковных зданий.

Куратор выставки Юрий Аввакумов, тоже зодчий, известный прежде всего как мэтр «бумажной архитектуры» — уникального течения российского искусства, существовавшего только в проектах, — избрал нестандартный ход. Вместо привычного хронологического обзора творчества нам открыли по преимуществу лишь одну главу жизнеописания Щусева. Здесь показан ряд храмов, по существу, легших в основу неорусского стиля — гибрида историзма, который использовал мотивы Древней Руси, с модерном, расцветшим на рубеже ХХ века в России, как и во всей Европе. Кстати, начинающий архитектор сумел возвести храмы не только на Куликовом поле, в усадьбе Натальевка Харьковской губернии или в Кугурештах в глубинке Валахии, как называли тогда Молдавию, но и в итальянских городах. Прекрасный образец этой «культурной экспансии» — храмы в Бари и Сан-Ремо.А наряду с ними — одна из зарубежных эмблем России: павильон нашей страны в садах Джардини на окраине Венеции, где проводятся биеннале современного искусства. Надо ли пояснять, что и его Щусев создал в фирменной манере, хитроумно связав элементы древнерусской архитектуры с обликом соседней краснокирпичной старинной верфи — Арсенала. Впрочем, павильон в Венеции на выставке не упомянут, что обусловлено строгим минимализмом кураторского замысла.

Анфилада залов с эскизами, проектами, макетами, фотографиями церквей упирается неожиданный здесь, хотя в неизбежный в рассказе о Щусеве образ совершенно иного по стилистике, но абсолютного шедевра— конструктивистского Мавзолея Ленина. Того, третьего варианта, что поныне стоит на Красной площади, а двум ранним посвящены эскизы и фото, иллюстрирующие оттачивание замысла.

Хрестоматийный глянец, тем не менее, не торжествует: знаменитое здание представлено в виде сияющей (буквально, стразами Сваровски) модели из 3500 костяшек домино, которую Аввакумов сложил для одной, уже давней выставки. Сегодня она вернулась к нам как объект актуального искусства.

Никакая выставка о Щусеве невозможна без Мавзолея. Пусть в виде макета из костяшек домино со стразами. Фото автора

Кто-то, возможно, возмутится непочтительным обращением с классикой. Но вспомним, что искусство может буквально соткаться из воздуха, который ничуть не инертен, а напротив, заряжен мириадами эмоций и воль. Ну а насколько сгущен он ими в таком мегаполисе, как Москва, тем более в самом ее центре, легко догадаться.

Вот и Красная площадь давно перестала быть просто большим свободным пространством в окружении зданий, а стоящий на ней ленинский зиккурат, оттененный кремлевской стеной с башнями, Покровским собором эпохи Ивана Грозного и псевдорусским зданием Исторического музея, — далеко не только гробница лидера большевиков. В наши дни это и символ страны СССР, канувшей в прошлое, и центр вселенной коммунистов с примкнувшими к ним левыми консерваторами, продолжающими тысячелетние рассуждения об «особом русском пути»...

Вместе с тем Мавзолей почти столетиея влялся местом, в котором непременно надо побывать, не так важно — из почтения к вождю или из любопытства. Признаюсь, однажды туда сводили и меня. Хотя впечатлительного ребенка не брали на кладбище даже к близким, незадачливые родители умудрились притащить шестилетку в этот склеп в рамках, так сказать, посещения достопримечательностей столицы. Что я там увидела, помню смутно, да и на покойника старалась не смотреть, зато кошмары потом снились долго. И этот случай свидетельствует: уже в 1960-х Мавзолей был не сакральным местом, но обязательным пунктом программы туриста, в которой идейный мотив был выхолощен, а торжествовало залихватское: и я там был! Неплохая замена «Джоконде», которую мало кто из советских граждан имел шанс увидеть вживую, в Лувре.

В таком контексте сверкающий стразами гламурный объект Аввакумова — ровно то, что нужно сегодня знать о Мавзолее.

Уж кто-кто, но сам Щусев был хорошо осведомлен о модных тенденциях своего времени. Человек небогатый, выучившийся в Академии художеств на деньги земства его родного Кишинева, по окончании он умудрился на полтора года отправиться в путешествие по Европе, где внимательно смотрел памятники старины и работы современников. Не тогда ли сложилась его особая манера тонкого изощренного стилизатора? И не она листала причиной того, что именно к Щусеву в 1924 году обратилась верхушка советского правительства с просьбой сделать проект усыпальницы Ленина?

На самом деле наследие Щусева столь велико и значимо, что для полного его выставочного охвата понадобились бы тысячи квадратных метров какого-нибудь Манежа или Новой Третьяковки. Чего стоил бы рассказ об одном лишь Казанском вокзале — восточных воротах Москвы. К созданию этой гигантской сухопутной гавани Щусев, как несомненно одаренный менеджер, привлек целую плеяду талантов от инженера Шухова до живописцев Бенуа и Серебряковой...

Не всё задуманное удалось осуществить, но и в наши дни вокзал производит колоссальное впечатление. В том числе потому, что словно бросает вызов стоящей напротив него классицистической громаде Ленинградского вокзала, некогда Николаевского, названного в честь императора, основавшего железнодорожное строительство в России. В невольное соревнование вовлечен и Ярославский вокзал — затейливый образец стиля модерн, теснимый мощными соседями.

Вот вам вкратце и картина русской архитектурной жизни, в которую на рубеже ХХ века пока что не ворвался, но амбициозно вклинился скромный внешне выпускник Академии. И почти сразу стал вырабатывать свою манеру, отличную от академической. В частности, почти во все свои постройки Щусев вводит асимметрию, словно дистанцируясь от «правильных» зодчих с их традиционными планами. В возведении расхожих тогда особняков или доходных домов, зачастую служивших и убедительной визитной карточкой автора, Щусев не преуспел. Не сумел он и завоевать лавры тонкого церковного живописца. В самом деле, почему бы ученику легендарного Архипа Куинджи не попробовать себя в росписи храма? Однако связь с великим пейзажистом останется видимой в ином: Щусев возглавит создание в Петербурге надгробия своему учителю.

Немало помог молодому зодчему другой наставник, преподаватель академии Котов, рекомендуя его при распределении заказов. Дальше Щусев познакомился с семьей богача и мецената Харитоненко, с художником Михаилом Нестеровым, с кружком интеллигенции под крылом великой княгини Елизаветы Федоровны. Старшая сестра императрицы, овдовевшая после теракта, в котором был убит ее муж, дядя царя Сергей Александрович, основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель. Не логично ли, что автором проекта этого великолепного образца модерна стал Щусев...

Взамен подробного описания удивительного проекта, разработку которого в деталях показала выставка, советую читателю продолжить знакомство с наследием Щусева в прогулке по обители, ныне доступной любому. Точно так же организаторы грандиозной ретроспективы Караваджо в Риме не стали привозить несколько его шедевров из церквей, для которых они были созданы, а направляли посетителя в эти церкви. А дальше москвичу или гостю столицы стоит «освоить» примеры творчества Щусева в Москве, начиная от Красной площади и соседней Театральной, где возвышается гостиница"Москва«, до здания КГБ-ФСБ на Лубянке и Комсомольской площади, где не только Казанский вокзал, но и находящаяся под ним станция метро Кольцевой линии «сочинены Щусевым».

Уверена, под таким впечатлением вы задумаетесь о драме художника, который начинал как смелый новатор, а закончил как помпезный певец империи. Не о подобном ли писал Пушкин: «Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом»?

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9483
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7183
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?