70-й Берлинский кинофестиваль, открывшийся в немецкой столице, организован под новым руководством. Теперь им заправляет Карло Шатриан, бывший арт-директор кинофестиваля в Локарно, человек киноманских амбиций. Отсюда и новый акцент нынешних программ: ни одного мейнстримного американского фильма в главном конкурсе! Что для завсегдатаев Берлинале — и шок, и обнадеживающий ветер. Известные и не очень авторы арт-кино поспорят за призы (у каждой из многочисленных программ — свое жюри), и уже никто не станет жаловаться на засилье голливудских картин.
Экстравагантный и смелый выбор в официальный конкурс фильма Ильи Хржановского из проекта «Дау» «Наташа» — один из таких знаков обновления Берлинале. В России несколько эпизодов этой многосерийной работы не получили прокатного удостоверения из-за «пропаганды порнографии». Хотя жесткая сцена «допроса с пристрастием» буфетчицы Института физических проблем генералом ГПУ лишь страница из сериала «Дау», повествующего о буднях советской науки и развенчивающего устойчивые мифы о той эпохе. Еще один фильм из 13, посвященный разгрому института, покажут вне конкурса.
«Берлин, Александерплац» Бурхана Курбани переносит на экран знаменитый роман Альфреда Дёблина, признанный одной из главных немецких книг ХХ века. Героем конкурсной ленты становится беженец из Африки, дающий клятву, что будет вести в Европе праведную жизнь. Однако соблюсти ее нелегалу практически невозможно. Встреча с местным «искусителем» ввергает парня в ад подпольного, скрытого от лишних глаз Берлина...
«Соль слез» Филиппа Гарреля, известного представителя французской «новой волны», — романтическая история Люка, впервые оказавшегося в Париже, где он заводит недолгий роман, прерывающийся новыми любовными приключениями, радостными и печальными.
«Ундина» одного из самых ярких немецких режиссеров Кристиана Петцольда — современный перепев мифа о русалке, завлекающей путников смертельной страстью. Столкнувшись с предательством возлюбленного, молодая жительница Берлина готовится отомстить. «Я хотел спрятаться» Джорджо Диритти — биография художника Антонио Лигабуэ, одного из важных в ХХ веке авторов наив-ного течения «арт-брют». Одинокая бедняцкая жизнь, страсть к творчеству, психушка — типичные этапы биографии бескомпромиссного художника. Культовый режиссер Абель Феррара привез в Берлин картину «Сибирь». Ее герой живет в отдаленных горах, где мечтает достичь просветления. Но и в безлюдных пейзажах он не находит душевного успокоения...
Еще труднее найти просветление в других работах, где авторы прикасаются к российским пейзажам и обстоятельствам. Так, например, в программе «Панорама» Дэвид Фрэнс с документальной лентой «Добро пожаловать в Чечню» взялся рассказать о нелегкой судьбе активистов ЛГБТ-сообщества на Кавказе. А фильм российского документалиста Андрея Грязева «Котлован» смонтирован исключительно из роликов YouTube, в которых наши граждане обращаются к российскому президенту явно не со словами поддержки и благодарности. В этом же ряду и фильм Олега Сенцова (в соавторстве с Ахтемом Сейтаблаевым) «Номера», над которым он работал из тюремной камеры.
В программе «Форум» состоится премьера молодого режиссера и актрисы Марии Игнатенко. Ее дебютный полнометражный фильм «Город уснул» — прихотливое путешествие героя, переживающего гибель жены.
Во второй конкурсной программе ажиотаж наверняка вызовет фильм Malmkrog Кристи Пую, незаурядного режиссера «новой румынской волны», решившегося экранизировать «Три разговора о вой-не, прогрессе и конце всемирной истории» русского философа Владимира Соловьева. Упомянем также «Гунду» Виктора Косаковского (чья «Акварель» дошла в этом году до шорт-листа премии «Оскар»). На сей раз это фильм — наблюдение за животными: коровой, свиньей и курицей, жизнь которых режиссер снимал в ежедневном режиме на протяжении не одного года. Вот она, широта выбора: не хочешь размышлять о людях — наблюдай за курицей.