
Говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Может, оно и так, но, если речь идет о великих полотнах, неплохо бы еще не только увидеть, но и прочитать. И тогда картина станет полной. Убедиться в этом вам помогут книжные новинки, рассказывающие о великих художниках и их творениях. Откуда черпали они свое вдохновение и почему их труды оставили след в истории? Отправляемся за ответами.
Лора Камминг «Раскат грома: История о жизни и смерти создателя «Щегла» и удивительной силе искусства»
«Щегол» — знаменитое творение голландского художника Карела Фабрициуса, которое вы сегодня можете наяву увидеть в галерее Маурицхейс в Гааге, если, конечно, вам доведется туда попасть. Самый талантливый ученик Рембрандта, Фабрициус изобразил прикованную цепочкой птичку так, что кажется, будто щегол вот-вот попытается взлететь, несмотря на препоны. Птичку почему-то жалко даже через почти четыре столетия после создания картины. И художника тоже жалко. Он погиб в расцвете сил, в 32 года, когда 12 октября 1654 года в городе Делфт раздался ужасающей силы взрыв на местном пороховом складе, разрушивший целый квартал и унесший сотни жизней. Фабрициуса нашли под развалинами рядом с собственным полотном:
Арт-критик Лора Камминг переносит нас в золотой век голландской живописи, а заодно рассказывает о том, как судьбы великих творцов переплелись с судьбой ее семьи. И выясняется, что век в истории — не такое уж большое расстояние.
Ольга Хорошилова «Искусство в бокале»
Не открою Америки: художники во все эпохи любили выпить и не пренебрегали этим занятием. Да к тому же знали толк в вине. Под этой обложкой вы узнаете интереснейшие подробности о том, каким образом творения великих живописцев были связаны с миром этого чудесного напитка. Так, образы Вакха, бога вина и основоположника праздника под названием вакханалия, возникали в полотнах Караваджо. У голландца Ван Эйка вино стало символом искупления. А великие итальянцы Микеланджело и сам да Винчи на своих виноградниках выводили новые сорта. Грузин Пиросмани, говорят, без обильного возлияния не брался за кисть — и потому его картины так полюбились простому народу.
Чувствуется, что автор в работе над этой книгой не только погрузилась в архивы, но и немало времени провела в дегустациях. Иначе откуда такие тонкие познания в области, с давних времен считающейся уделом мужчин? Дело дошло до того, что приоткрывается завеса над тем, какие именно вина изображены на известных полотнах. Интересно даже малопьющим!
Гузель Яхина «Эйзен»
Ворвавшаяся в первые ряды современных отечественных прозаиков, автор романов «Зулейха открывает глаза», «Дети мои», «Эшелон на Самарканд» и лауреат престижных литературных премий, Гузель Яхина взялась за непростое дело: представить большого кинохудожника Сергея Эйзенштейна во всей полноте. Писать о классиках такого масштаба непросто: все о них, кажется, давно известно, жевано-пережевано, что к этому добавить? Между тем выясняется, что жизнь и творчество человека, явившего на экран фильмы «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный», до сих пор полны загадок и неясностей. Герой этого повествования — личность мятущаяся, сложная, как и эпоха, в которой он творил. Пафос созидания и страх перед властью, буйство чувств и расчетливое приспособленчество, пропагандист и новатор мирового кино: Как все это уживалось в одном человеке?
Можно не сомневаться: очередная книга Яхиной вызовет такие же ожесточенные споры, как и ее романы, где одни увидели пасквиль на советскую действительность, а другие — жестокую правду о сталинской эпохе. Ну что же, читайте, чтобы иметь на сей счет собственное мнение.