Главная Культура 12:28 20 Сентября 2022 4323
В «Огороде» важен каждый овощ…

Российская премьера фильма Ларисы Садиловой прошла в провинции. Как его увидеть жителям большой России?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Садилова всегда снимает свое, особое кино. Фото предоставлены съемочной группой фильма «Огород»

В Брянске, а следом в Курске состоялась российская премьера фильма «Огород» в постановке Ларисы Садиловой. Очевидцы рассказывают, что местные залы были переполнены. Это, впрочем, можно было предвидеть. Мировая премьера картины состоялась на Московском международном кинофестивале, огромный зал кинотеатра «Октябрь» на 1500 мест оказался забит под завязку. Так что триумф «Огорода» в Брянске и Курске, где фильм снимался, - явление вполне ожидаемое. Вопрос: что будет с фильмом дальше?

Я посмотрел «Огород» после сильной простуды, и он произвел на меня поистине целительное воздействие. Как будто живой воды напился из чистого, незамутненного родника. Садилова всегда снимает свое, особое кино. Она родом из Брянска, и хоть уже давно живет в Москве, но хорошо знает, чувствует жизнь русской глубинки. И там - в Брянске, Орле, Кашире, Курске, Трубчевске — сняла все свои фильмы. По сути, ее «Огород» - восьмая часть ее «провинциальных хроник» и вторая часть фильма «Однажды в Трубчевске», который несколько лет назад попал в программу Каннского фестиваля – наряду с «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино.

Действие нового фильма Садиловой происходит в пространстве между Брянском-Курском-Смоленском. Об этих краях когда-то писал Федор Тютчев, сам уроженец здешних мест: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа—Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!». С тех пор, конечно, многое здесь изменилось. Сегодня герои фильма колесят по этому «русскому треугольнику» на вполне комфортабельных транспортных средствах. Живут в достойных условиях. Опрятно, по-современному одеты.

Пресловутой чернухи, с которой ассоциируется кино про русскую глубинку, в кадре нет и в помине, хотя нет и фальшивого глянца. Режиссер снимает провинциальную жизнь, как она есть. Среди местных фактур, с участием местных актеров и жителей. При этом в ее фильме есть поэтический воздух, нравственный свет, операторская живопись (камера Анатолия Петриги). Смотреть сквозь окна поездов, автобусов на окрестные пейзажи, то скованные льдом и стужей, то облитые щедрым летним солнцем, ловить обрывки случайных дорожных разговоров, слушать перепалку проводницы с пассажирами – мне было так же интересно, как и проникаться внутренней жизнью персонажей с их каждодневными заботами и радостями.

Садилова – одна из последних учениц великого советского режиссера и педагога Сергея Герасимова. Она и сама во многом снимает в хорошем смысле слова «советское», «герасимовское» кино с его безупречным нравственным императивом – «Любить человека». Лариса любит, досконально знает, понимает и принимает чувства своих героев, даже мелькнувших порой в одном кадре. «В фильме порядка 40 персонажей, они как огород, - с юмором рассказывает режиссер. - Тут морковь, тут свекла, тут кабачок. В огороде важен каждый овощ, так и в нашем фильме «Огород» важен каждый персонаж».

Главным героям фильма – пенсионерке Зое (Валентина Теличкина) и артисту Курской филармонии Валерию (артист Курской филармонии, дебютант в большом кино Юрий Кутафин) – около 70-ти, они встречаются в санатории под Смоленском, где оба лечат сердце. Они едят на завтрак непременную гречку с котлетой, ходят вместе на медицинские процедуры, гуляют по заснеженным окрестностям, говорят о простых, но сокровенных для себя вещах. И между ними постепенно возникает вроде нелепая в их возрасте, не нужная, казалось бы, ни им самим, ни их близкому окружению симпатия, постепенно перерастающая во что-то большее…

У Валерия – разъездная работа артиста областного масштаба и суровая, неулыбчивая жена. У Зои – дачный огород с ветхим домом-сарайчиком и ревнивая, сварливая сестра Элла (Ольга Лапшина), с которой они делят квартиру, общий безмужний быт, а по вечерам смотрят сериал «Зрячая» про местную целительницу. В Москве у Зои взрослые сыновья, которым она регулярно передает закрученные впрок банки с огородными соленьями-вареньями. Те отвечают ей посильной помощью. Как в 70 лет с налаженным, устоявшимся бытом и привычным кругом общения решиться на перемену участи? Но сердцу не прикажешь, и Валерий с Зоей, в конце концов, оказываются перед необходимостью разобраться в своих поздних чувствах…

Возраст, а также адрес проживания героев, как выяснилось, сыграли в итоге с фильмом злую шутку. Несмотря на триумфальные премьеры в Москве, Брянске, Курске, «Огород» выходит в эти дни только в региональном прокате, главным образом, в малых городах России. А в столице, Санкт-Петербурге и других крупных городах от Владивостока до Калининграда его на большом экране не покажут. Так почему-то решили прокатчики.

Как будто фильм про провинцию интересен только жителям провинции. Как будто кино про жизнь старшего поколения важно посмотреть только пенсионерам из глубинки. Как будто детям не интересно узнать, как живут, о чем думают, что чувствуют их матери и отцы. Так ведь можно дойти до того, что кино про пожарных надо показывать только огнеборцам, кино про спортсменов – только физкультурникам, а фильмы про подростков – только тинейджерам. Наше кино и наш прокат должны соединять, скреплять страну в единое целое, а не делить ее на географические или демографические сегменты.

Как по мне, прокатчики в очередной раз изрядно лопухнулись. И да, я готов бросить в их огород увесистый камень. В ситуации, когда после ухода Голливуда катастрофически нечем заполнять афишу (недавно, например, выпустили аж в 1700 кинотеатрах бездарный и в итоге бесславно провалившийся в прокате англоязычный ремейк рязановской «Иронии судьбы»), - взяли и задвинули интересный современный отечественный фильм на обочину экрана. Да, «Огород» - не боевик, он не собрал бы в прокате бешеных денег, но заинтересованная (и, полагаю, немаленькая) аудитория у фильма определенно бы нашлась. И не только в Ангарске, Моршанске, Сарапуле, Усть-Илимске, Стародубе, Керчи – при всем уважении к этим прекрасным городам…

Немалый художественный и коммерческий потенциал фильма, кстати, уже оценили на Первом канале - здесь купили права на «Огород». Но до телевизионной премьеры фильма придется потерпеть. Она состоится не раньше весны-лета следующего года.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9480
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7177
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?