Российская премьера фильма Ларисы Садиловой прошла в провинции. Как его увидеть жителям большой России?
В Брянске, а следом в Курске состоялась российская премьера фильма «Огород» в постановке Ларисы Садиловой. Очевидцы рассказывают, что местные залы были переполнены. Это, впрочем, можно было предвидеть. Мировая премьера картины состоялась на Московском международном кинофестивале, огромный зал кинотеатра «Октябрь» на 1500 мест оказался забит под завязку. Так что триумф «Огорода» в Брянске и Курске, где фильм снимался, - явление вполне ожидаемое. Вопрос: что будет с фильмом дальше?
Я посмотрел «Огород» после сильной простуды, и он произвел на меня поистине целительное воздействие. Как будто живой воды напился из чистого, незамутненного родника. Садилова всегда снимает свое, особое кино. Она родом из Брянска, и хоть уже давно живет в Москве, но хорошо знает, чувствует жизнь русской глубинки. И там - в Брянске, Орле, Кашире, Курске, Трубчевске — сняла все свои фильмы. По сути, ее «Огород» - восьмая часть ее «провинциальных хроник» и вторая часть фильма «Однажды в Трубчевске», который несколько лет назад попал в программу Каннского фестиваля – наряду с «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино.
Действие нового фильма Садиловой происходит в пространстве между Брянском-Курском-Смоленском. Об этих краях когда-то писал Федор Тютчев, сам уроженец здешних мест: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа—Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!». С тех пор, конечно, многое здесь изменилось. Сегодня герои фильма колесят по этому «русскому треугольнику» на вполне комфортабельных транспортных средствах. Живут в достойных условиях. Опрятно, по-современному одеты.
Пресловутой чернухи, с которой ассоциируется кино про русскую глубинку, в кадре нет и в помине, хотя нет и фальшивого глянца. Режиссер снимает провинциальную жизнь, как она есть. Среди местных фактур, с участием местных актеров и жителей. При этом в ее фильме есть поэтический воздух, нравственный свет, операторская живопись (камера Анатолия Петриги). Смотреть сквозь окна поездов, автобусов на окрестные пейзажи, то скованные льдом и стужей, то облитые щедрым летним солнцем, ловить обрывки случайных дорожных разговоров, слушать перепалку проводницы с пассажирами – мне было так же интересно, как и проникаться внутренней жизнью персонажей с их каждодневными заботами и радостями.
Садилова – одна из последних учениц великого советского режиссера и педагога Сергея Герасимова. Она и сама во многом снимает в хорошем смысле слова «советское», «герасимовское» кино с его безупречным нравственным императивом – «Любить человека». Лариса любит, досконально знает, понимает и принимает чувства своих героев, даже мелькнувших порой в одном кадре. «В фильме порядка 40 персонажей, они как огород, - с юмором рассказывает режиссер. - Тут морковь, тут свекла, тут кабачок. В огороде важен каждый овощ, так и в нашем фильме «Огород» важен каждый персонаж».
Главным героям фильма – пенсионерке Зое (Валентина Теличкина) и артисту Курской филармонии Валерию (артист Курской филармонии, дебютант в большом кино Юрий Кутафин) – около 70-ти, они встречаются в санатории под Смоленском, где оба лечат сердце. Они едят на завтрак непременную гречку с котлетой, ходят вместе на медицинские процедуры, гуляют по заснеженным окрестностям, говорят о простых, но сокровенных для себя вещах. И между ними постепенно возникает вроде нелепая в их возрасте, не нужная, казалось бы, ни им самим, ни их близкому окружению симпатия, постепенно перерастающая во что-то большее…
У Валерия – разъездная работа артиста областного масштаба и суровая, неулыбчивая жена. У Зои – дачный огород с ветхим домом-сарайчиком и ревнивая, сварливая сестра Элла (Ольга Лапшина), с которой они делят квартиру, общий безмужний быт, а по вечерам смотрят сериал «Зрячая» про местную целительницу. В Москве у Зои взрослые сыновья, которым она регулярно передает закрученные впрок банки с огородными соленьями-вареньями. Те отвечают ей посильной помощью. Как в 70 лет с налаженным, устоявшимся бытом и привычным кругом общения решиться на перемену участи? Но сердцу не прикажешь, и Валерий с Зоей, в конце концов, оказываются перед необходимостью разобраться в своих поздних чувствах…
Возраст, а также адрес проживания героев, как выяснилось, сыграли в итоге с фильмом злую шутку. Несмотря на триумфальные премьеры в Москве, Брянске, Курске, «Огород» выходит в эти дни только в региональном прокате, главным образом, в малых городах России. А в столице, Санкт-Петербурге и других крупных городах от Владивостока до Калининграда его на большом экране не покажут. Так почему-то решили прокатчики.
Как будто фильм про провинцию интересен только жителям провинции. Как будто кино про жизнь старшего поколения важно посмотреть только пенсионерам из глубинки. Как будто детям не интересно узнать, как живут, о чем думают, что чувствуют их матери и отцы. Так ведь можно дойти до того, что кино про пожарных надо показывать только огнеборцам, кино про спортсменов – только физкультурникам, а фильмы про подростков – только тинейджерам. Наше кино и наш прокат должны соединять, скреплять страну в единое целое, а не делить ее на географические или демографические сегменты.
Как по мне, прокатчики в очередной раз изрядно лопухнулись. И да, я готов бросить в их огород увесистый камень. В ситуации, когда после ухода Голливуда катастрофически нечем заполнять афишу (недавно, например, выпустили аж в 1700 кинотеатрах бездарный и в итоге бесславно провалившийся в прокате англоязычный ремейк рязановской «Иронии судьбы»), - взяли и задвинули интересный современный отечественный фильм на обочину экрана. Да, «Огород» - не боевик, он не собрал бы в прокате бешеных денег, но заинтересованная (и, полагаю, немаленькая) аудитория у фильма определенно бы нашлась. И не только в Ангарске, Моршанске, Сарапуле, Усть-Илимске, Стародубе, Керчи – при всем уважении к этим прекрасным городам…
Немалый художественный и коммерческий потенциал фильма, кстати, уже оценили на Первом канале - здесь купили права на «Огород». Но до телевизионной премьеры фильма придется потерпеть. Она состоится не раньше весны-лета следующего года.